Прочитай текст, найди предложения с несколькими придаточными и определи тип подчинения придаточных. 1. В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочёл в её первом издании, изображён человек, взятый из нашего же государства. 2. Ездит он по нашей русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. 3. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели. 4. Все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки. 5. В книге этой многое описано неверно, не так как есть, потому что я не мог узнать всего. 6. Мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. 7. Притом, от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности, произошло множество всяких ошибок и промахов, так что на всякой странице есть что поправить. 8. Я тебя, читатель, поправить меня. 9. Не пренебреги таким делом. 10. Какого бы ни был ты сам высокого образования и жизни высокой, и какою бы ничтожною ни показалась в глазах твоих моя книга, и каким бы ни показалось тебе мелким делом её исправлять и писать на неё замечания, — я тебя это сделать.
(По Н. В. Гоголю)
Запиши в соответствующую строку номера предложений в порядке возрастания без пробелов и запятых.
Предложения с однородным соподчинением придаточных:
Предложения с неоднородным соподчинением придаточных:
Предложения с последовательным подчинением придаточных:
2. Ездит он по нашей русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. (неоднородное соподчинение придаточных: придаточные указывают на то, как он ездит и с кем встречается)
3. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели. (последовательное подчинение придаточных: первое придаточное объясняет, почему он взят, второе придаточное противопоставляет недостатки и пороки достоинствам и добродетелям)
4. Все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки. (однородное соподчинение придаточных: придаточные указывают на то, что взяты все люди, и на цель этого)
5. В книге этой многое описано неверно, не так как есть, потому что я не мог узнать всего. (последовательное подчинение придаточных: первое придаточное указывает на то, как описано, второе придаточное объясняет причину)
6. Мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. (неоднородное соподчинение придаточных: первое придаточное указывает на количество жизни, второе придаточное объясняет, что делается в земле)
7. Притом, от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности, произошло множество всяких ошибок и промахов, так что на всякой странице есть что поправить. (неоднородное соподчинение придаточных: первое придаточное указывает на причины ошибок и промахов, второе придаточное объясняет их результат)
8. Я тебя, читатель, поправить меня. (неоднородное соподчинение придаточных: первое придаточное обращается к читателю, второе придаточное указывает на действие)
9. Не пренебреги таким делом. (простое предложение)
10. Какого бы ни был ты сам высокого образования и жизни высокой, и какою бы ничтожною ни показалась в глазах твоих моя книга, и каким бы ни показалось тебе мелким делом её исправлять и писать на неё замечания, — я тебя это сделать. (неоднородное соподчинение придаточных: придаточные указывают на условия, оценку и причину действия)