Прочитай текст и выполни 6–14. запиши ответы на отведённых для этого строчках. (1)в африке водятся муравьи, которые устраивают себе удобную общую квартиру на листьях деревьев и кустов. (2)чтобы жителям в таком гнезде было сухо и тепло, муравьи сшивают его из листьев. (3)сшивание гнезда – удивительное искусство муравьёв-портных. (4)прежде всего, эти маленькие юркие швеи своими ловкими щупальцами расправляют листья, годные для сшивания. (5)затем другие муравьи приносят своих личинок. (6)эти личинки могут выпускать из себя специальную клейкую жидкость, которая твердеет на воздухе в виде тоненькой нитки. (7)такими необычными нитками муравьи и сшивают листья. (8)вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу. (9)крохотная личинка сразу же выпускает на лист капельку клейкой жидкости. (10)тогда муравьи быстро переносят личинку к другому листу, вытягивая из капельки жидкости тонкую нитку. (11)так они и носят личинку от края одного листа к краю другого, так постепенно и сшивают края листьев вместе – безо всякой иголки! (12)а сверху в это время им другие муравьи . (13)они крепко держат листья – край рядом с краем. (14)вот какие искусные и дружные портные эти муравьи! (по тексту из сборника для детей «чудесная верба») что хотел сказать автор читателю? определи и запиши основную мысль текста. ответ. 6 4 составь и запиши план текста из трёх пунктов. в ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. ответ. задай по тексту вопрос, который определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. запиши свой вопрос. ответ. как ты понимаешь значение слова «крохотная» из 9-го предложения? запиши своё объяснение. ответ. крохотная – это замени слово «переносят» из 10-го предложения близким по значению словом. запиши это слово. ответ. переносят – в 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: выпиши это слово, обозначь его части. ответ. выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор). ответ. выпиши из 9-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор). ответ. выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. ответ.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
ответ. Автор хотел рассказать читателю о сшивании гнезда муравьями-портными. Основная мысль: искусная и дружная работа муравьёв - удивительное искусство.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь
использовать сочетания слов или предложения.
ответ. План
1. Африканские муравьи.
2.Сшивание гнезда.
3. Искусные и дружные портные.
Задай по тексту вопрос, который определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
ответ. Что муравьям сшить гнездо?
Как ты понимаешь значение слова «крохотная» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.
ответ. Крохотная – это очень маленькая (личинка).
Замени слово «переносят» из 10-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
ответ. Переносят – перетягивают.
В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
ответ. Нитками -нит - корень; к - суффикс; ами - окончание.
Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
ответ. Муравьи, личинку, краю, листа. Личинку - ж.р., 1 скл., ед.ч., в. п.
Выпиши из 9-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
ответ. Крохотная личинка, клейкой жидкости.Клейкой жидкости - ед.ч., ж.р., род. п.
Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они
употреблены в предложении.
ответ. Носят, сшивают - глаголы.
План текста:
1. В Африке муравьи устраивают общую квартиру на листьях деревьев и кустов.
2. Муравьи сшивают квартиру из листьев, используя специальные нитки, выпускаемые личинками.
3. Другие муравьи помогают сшивать листья вместе и крепят их, чтобы обеспечить устойчивость квартиры.
Вопрос для проверки понимания чтения:
Как муравьи сшивают листья в общую квартиру?
Значение слова "крохотная" из 9-го предложения:
Слово "крохотная" означает очень маленькая, крошечная. В данном контексте это прилагательное описывает личинку муравья.
Замена слова "переносят" из 10-го предложения:
Слово "переносят" можно заменить близким по значению словом "перемещают".
Слово, состав которого соответствует схеме "пере-...-ся" в 7-м предложении:
Слово "переносят" в 7-м предложении состоит из приставки "пере-", корня "нос" и суффиксов "-я" и "-т".
Имена существительные в 8-м предложении:
В 8-м предложении встречается одно имя существительное: "личинку". Его форма в предложении: единственное число, именительный падеж.
Формы имён прилагательных с именами существительными в 9-м предложении:
В 9-м предложении встречается словосочетание "крохотная личинка". Формы имени прилагательного: единственное число, женский род, именительный падеж.
Глаголы в 11-м предложении:
В 11-м предложении встречаются следующие глаголы: "носят" и "сшивают". Их формы в предложении: третье лицо множественного числа, настоящее время.