Прочитай текст и найди ответы на вопросы.
(1) Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. (2) В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa. (3) У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. <...> (4) На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только при к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. (5) Не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. (6) В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. (7) И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (8) Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. (9) «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. (10) Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. (11) В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.
(А. Чехов. Хорошая новость)
1) Выбери утверждение, которое передаёт основную мысль текста.
Лучшие государственные люди в эпоху процветания государств были лучшими ораторами.
Присяжные поверенные, прокуроры, профессора, проповедники являются, как правило, хорошими ораторами.
Умение хорошо говорить важно не только для повседневного общения, но и для успеха во многих профессиях и в целом для процветания государства, поэтому необходимо обучать людей ораторскому искусству.
Некоторые юристы, профессора и другие люди, чья профессия тесно связана с ораторским мастерством, оправдываются тем, что они «не умеют» говорить.
2)Какие факты из текста ответить на вопрос: «Умеют ли наши люди хорошо говорить?» (выберите 3 из 5 фраз)
1. Не умеем говорить коротко.
2. Ораторское искусство в совершенном загоне.
3. Багатство языка и ораторское искусство тесно связаны.
4. Юристы и профессора должны говорить красиво.
5. Нам говорят слово, а мы в ответ- десять
По первому вопросу, основная мысль текста передается вариантом: "Умение хорошо говорить важно не только для повседневного общения, но и для успеха во многих профессиях и в целом для процветания государства, поэтому необходимо обучать людей ораторскому искусству".
Теперь рассмотрим второй вопрос. В тексте есть несколько фактов, которые отвечают на вопрос "Умеют ли наши люди хорошо говорить?".
1. "Не умеем говорить коротко" - это факт из текста и указывает на то, что люди не умеют выражать свои мысли ясно и кратко.
2. "Ораторское искусство в совершенном загоне" - это выражение также отражает тот факт, что умение хорошо говорить не развито у большинства людей.
3. "Багатство языка и ораторское искусство тесно связаны" - в тексте упоминается связь между богатством языка и ораторским искусством, что можно рассматривать как указание на то, что умение хорошо говорить необходимо развивать.
4. "Юристы и профессора должны говорить красиво" - текст упоминает, что юристы, профессора и другие должностные лица должны говорить вразумительно и красиво, что может указывать на то, что умение говорить является важным в этих профессиях.
5. "Нам говорят слово, а мы в ответ-десять" - фраза указывает на то, что русские люди часто говорят много и долго без ясного и краткого выражения своих мыслей.
Таким образом, три факта из текста, отвечающие на вопрос "Умеют ли наши люди хорошо говорить?", это:
1. Не умеем говорить коротко.
2. Ораторское искусство в совершенном загоне.
3. Юристы и профессора должны говорить красиво.