Прочитай фрагмент рецензии, составленной на основе текста для анализа № 4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запиши в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Рассуждая о том, что такое совесть, Л. Н. Толстой использует различные лексические средства выразительности: (А) («всякому» в предложении 16; «вещи» в предложении 30), (Б) («другой зрячий, духовный» в предложении 18; «с настоящего пути» в предложении 25). В тексте встречается такое средство, как (В) («духовное существо» в предложениях 6–8, 16, 28; «стрелка компаса» в предложениях 22–23). Особую выразительность тексту придаёт (Г) («Иван, Наталья» в предложениях 6–8).
1) олицетворение
2) разговорные слова
3) эпитеты
4) контекстные антонимы
5) метонимия
6) синтаксический параллелизм
7) лексический повтор
8) литота
9) вводные слова
( ) Кто ты? ( ) — Человек. ( ) — Какой человек? ( ) Чем отличаешься от
других? ( ) — Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я
богатый, я бедный.
( ) Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина,
женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке,
живёт одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас
вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо. ( ) И
когда мы говорим: я хочу, то иногда это значит то, что хочет этого Иван
или Наталья, — иногда же то, что хочет этого то духовное существо,
которое во всех одно. ( ) Так что бывает так, что Иван или Наталья хотят
чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живёт в них, не хочет
этого, а хочет совсем другого.
( ) Кто-то подходит к двери. ( ) Я спрашиваю: Кто там? ( ) Отвечают:
— Я. ( ) — Кто я? ( ) — Да я, — отвечает тот, кто пришёл. ( ) А пришёл
крестьянский мальчик. ( ) Он удивляется тому, что можно спрашивать о
том, кто это я. ( ) Он удивляется потому, что чувствует в себе то единое
духовное существо, которое одно во всех, и потому удивляется тому, что
можно спрашивать о том, что должно быть известно всякому. ( ) Он
отвечает о духовном, я же спрашиваю о том окошке, через которое
смотрит это я.
( ) В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой
зрячий, духовный. ( ) Один — слепой человек — ест, пьёт, работает,
отдыхает, плодится и делает всё это, как заведённые часы.
( ) Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только
одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
( ) Зрячую, духовную часть человека называют совестью. ( ) Эта
духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. (
) Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто
несёт её, сходит с того пути, который она показывает. ( ) То же и с
совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. ( ) Но стоит
человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и
насколько он сбился.
( ) Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы
говорим: совести у него нет.
( ) Что же такое совесть?
( ) Совесть — это сознание того духовного существа, которое живёт во
всех людях. ( ) И только тогда, когда она такое сознание, она верный
руководитель жизни людей.
( ) Философ Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. ( )
Одно — это звёзды на небе, а другое — это закон добра в душе человека.
( ) Истинное добро в тебе самом, в твоей душе!
В тексте Л. Н. Толстого, где он рассуждает о совести, он использовал различные лексические средства выразительности. Из предложений 16 и 30 видно, что в тексте применены разговорные слова (А), такие как "всякому" и "вещи". Термин (Б), который указывает на другие зрячие, духовные сущности и настоящий путь, можно найти в предложениях 18 и 25. Также встречается (В) духовное существо в предложениях 6-8, 16 и 28, и "стрелка компаса" в предложениях 22-23. Особую выразительность тексту добавляют (Г) имена "Иван" и "Наталья" в предложениях 6-8.
Давайте заполним таблицу, поместив под каждой буквой соответствующую цифру:
А - 2
Б - 6
В - 9
Г - 7