Проблему и аргументы я — с ребёнком нужно говорить «забавно». первоначальное представление о солнечной системе, о нашей планете, о её странах и людях должно быть преподано в играх, в игрушках. это совершенно различные отношения к делу величайшей важности, — к делу воспитания детей социалистами в государстве, которое успешно стремится организоваться социалистически, но ещё не организовалось как таковое. докончить организацию его должны будут дети сего дня, — дети, которые живут в противоречивой великих открытий и изобретений должна быть рассказана детям легко и «забавно». эта подлинно человеческая содержит в себе много тяжёлых драм, но вместе с ними в ней скрыто много смешного тупоумия и отвратительной скаредности правящих классов.необходимо, чтобы дети хорошо знали забавнейшую о том, как идиотизм людей, которые заботились навеки утвердить своё личное благополучие, затруднял развитие общечеловеческой культуры, задерживал и личное культурное развитие командующих идиотов. великий фарадей был рабочий, и в его характере были смешные — забавные — черты, эти черты надо вскрыть перед детьми, — пусть они видят, что «великие» люди — «просто люди».дети должны знать уродливо-смешную жизнь миллионера, забавную жизнь чиновников церкви, служителей бога. разумеется, дети посмеются над забавной пропажи и поисков генерала и над о том, как новые петры амьенские в цилиндрах и тиарах организуют «крестовый поход» против отцов и старших братьев советских детей. надобно талантливо и весело показать детям пороки серьёзно» говорить о пороках значит «фиксировать» — закреплять внимание на пороках, в которых ведь есть кое-что соблазнительное, а для восприятия соблазнительного в детях есть «почва», унаследованная ими от родителей. социальные пороки должны быть показаны в лёгкой сатирической форме как отвратительные и смешные уродства.говорить детям суконным языком проповеди — это значит вызвать в них скуку и внутреннее отталкивание от самой темы проповеди, — как это утверждается опытом семьи, школы и «детской» дореволюционного времени. природе ребёнка свойственно стремление к яркому, необычайному. необычайным и ярким у нас в союзе является то новое, что создаёт революционная энергия рабочего класса. вот на этом необходимо закреплять внимание детей, это должно быть главнейшим материалом их социального воспитания. но об этом надо рассказывать, это надо показывать талантливо, умело, в формах легко усвояемых. общество, воспитывая и выдвигая из своей среды мастеров культуры, обязан особенно строго и тщательно отбирать из них людей к деятельности педагогической. основным качеством таких людей должна быть прежде всего любовь к детям, затем — широкое образование.к детям надо относиться честно. надо уметь сказать им: мы, отцы, кое-чего ещё не знаем, вы, , пришли в мир для того, чтобы знать всё.