Проанализируйте лексический состав текста, выделив в отдельные группы: общенаучную лексику; узкоспециальную лексику. Определите в тексте слова с абстрактным значением.
Композиция
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица строить повествование?
Эти и многие другие во возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать их приходится не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески – «строительное искусство»).
На каждом шагу перед автором произведения возникает множество возможностей. Первое распутье – выбор системы повествования.
Композиция – понятие, затрагивающее не только сюжетно-повествовательную сторону произведения, но и его образную ткань, систему характеров. Литературный герой в значительной мере раскрывается через композиционное сопоставление его с другими героями: Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова – через сравнение с Грушницким, Вернером, Максимом Максымычем; Наташа Ростова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого – через сравнение с Верой, Элен Курагиной, Марьей Болконской.
Законы композиции различаются для поэзии и прозы, для разных родов и жанров литературы. Так, в поэтическом произведении единицами композиционного членения будут еще и стих, строфа. В драматургии главную роль приобретает диалог, а описания и характеристики сведены к кратким ремаркам. Сюжет романа содержит больше фабульных линий и поворотов, чем сюжет рассказа. Но и в стихе, и в прозе – в произведении любого жанра подлинная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Прочная связь приемов композиции с приемами языка – одно из важнейших условий художественного таланта.