Проанализируйте целостные отрезки. Подчеркните «зачин» «концовку». Установите связи предложений друг с другом (параллельный, цепной,
смешанный). Выделите показатели связи.
1. Солнце село. Облака над морем потемнели, море тоже стало темным. Кое-где уже
вспыхивали звезды, гул работы в бухте прекратился, лишь порой оттуда тихие, как вздохи,
доносились возгласы людей. И когда на нас дул ветер, он приносил с собой меланхоличный звук
шороха волн о берег (Горький). 2. с большим трудом я достал карту Меш ерского края. На ней
была пометка «Карта составлена по старинным съемкам, произведенным до 1870 года». Карту эту
мне самому пришлось исправлять. Изменились русла рек. Там, где на карте были болота, кое-где
уже шумел молодой сосновый лес, на месте иных озер оказались трясины (Паустовский). 3.
Каждый день, на рассвете, Николай шел купаться в томилинский, дымяшийся паром пруд, быстро
раздевался и плыл в студеной воде, фыркая и оглядываясь на огромные осокори на берегу; они
казались вдвое вышев этот час. Свистали птицы, вдалеке мычало стадо. И в тумане, за вершинами
осокорей, проступали водянисто-коралловые полосы зари (А. Толстой). 4. Стояла глубокая осень.
Земля промерзла и звенела под колесами экипажей, как стекло. Начинал выпадать снег, но сейчас
же таял, превращаясь в тонкий слой льда Пешеходы падали, лошади спотыкались, и движение
даже по главной улице заметно уменьшилось. Вообше весь город точно спрятался. Это была пора
семейных радостей і маленьких домашних удовольствий. Никого не тянуло вон из дома, как
летом, и люди струдились, как сбившаяся на зимних становищах перелётная птица (Мамин-
Сибиряк). 5. Наташа миновала парк и вышла на плотину. Отсюда было видно все холмистое поле,
От самого его края на полнеба надвигалась разорванным клином черная туча Острый перет ее
коснулся луны и побелел. Сейчас же стали серыми все тени, разгладились, и потемнело, как в
глухую ночь. На шеку упала большая капля, Наташа упрямо кивнула головой и продолжала идти,
только крепче закуталась (A Толстой).
Первое предложение говорит о том, что солнце село и облака над морем потемнели. Кроме того, море стало темным, а звезды начали вспыхивать. Говорится также о прекращении работы в бухте и возгласах людей, которые иногда доносились. Ветер приносил меланхоличный звук шороха волн о берег. Все эти детали описывают вечернюю атмосферу над морем.
Второе предложение рассказывает о трудностях автора с доставанием карты Мещерского края. На карте была пометка о том, что она составлена по старинным съемкам, произведенным до 1870 года. Однако автору пришлось исправлять карту, так как изменились русла рек и на месте болот уже рос молодой сосновый лес, а озера превратились в трясины.
Третье предложение рассказывает о том, что каждый день на рассвете Николай (кто-то из персонажей) идет купаться в томилинский пруд. Вода в пруду студеная, и Николай плывет фыркая и оглядываясь на осокори на берегу. Вдалеке слышны свист птиц и мычание стада. В тумане за вершинами осокорей видны полосы зари.
Четвертое предложение описывает глубокую осень. Земля промерзла и звенела под колесами экипажей. Начал выпадать снег, который сразу же таял, превращаясь в тонкий слой льда. Люди со спотыкающимися лошадьми и падающими пешеходами избегают выходить из дома. Рассказчик сравнивает эту пору семейных радостей с перелетной птицей, сбившейся на зимних становищах.
Пятое предложение рассказывает о Наташе, которая идет по парку и выходит на плотину. Она видит холмистое поле и надвигающуюся черную тучу. Между тучей и луной происходит перетекание света, и все тени становятся серыми, а окружающее потемнело, как в ночи. На шеку упала капля, но Наташа продолжает идти, только крепче закутываясь.
Теперь давайте проанализируем связи между предложениями.
Между первым и вторым предложениями наблюдается цепная связь. В первом предложении говорится о селом солнце и потемневших облаках, а во втором уже рассказывается о затруднениях автора с доставанием карты Мещерского края, что может быть связано с заходящим солнцем и погодными изменениями.
Между вторым и третьим предложениями также присутствует цепная связь. Во втором предложении рассказывается о том, что автору пришлось исправлять карту из-за изменений в ландшафте, а в третьем описывается ежедневная привычка Николая купаться в пруду, который находится в изменившемся окружении.
Между третьим и четвертым предложениями видим параллельную связь. Николай ежедневно идет купаться в томилинский пруд, а в четвертом предложении рассказывается о погодных условиях в городе, включая снег и холод.
Между четвертым и пятым предложениями видна цепная связь. В четвертом предложении описывается глубокая осень с трудностями передвижения, а в пятом рассказывается о Наташе, которая видит надвигающуюся черную тучу и падающий снег.
Таким образом, в тексте присутствуют такие связи, как цепная и параллельная. Они помогают передать общую атмосферу и связь между разными элементами природы или событиями.