Пришла весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро росла, потом раздели-лась на два листочка. Между ними появился маленький ро¬сток. Однажды утром мы с Толей увидели, что росток расцвел белыми колокольчиками. Толю поразила красота ландыша. Он не мог оторвать глаз от цветка. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать ландыш. «Подожди, не срывай. Сначала скажи, какой он красивый», -- остановил я Толю.
Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое.
В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало сло¬во. Маленький человек тихо : "Как снежные пушинки. Как серебряные колокольчики. Растите, ландыши!»
(По В. Сухомлинскому)
(104 слова)
Языковой анализ текста (по разделам).
Текстоведение.
1. Озаглавьте текст фразой из текста.
2. Определите тип речи текста.
3. Объясните, почему мальчик не стал срывать ландыш.
Фонетика.
4. Проведите фонетический разбор слова появился.
Морфемика и словообразование.
5. Выпишите из третьего (1 вариант) и четвёртого (2 вариант) абзацев текста существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Запишите их в составе словообразовательных пар.
Лексикология и фразеология.
6. Напишите название изобразительно-выразительного средства, которое использовал автор в последнем абзаце. Выпишите примеры. С какой целью использован этот троп?
7. Выпишите из текста фразеологизм.
Морфология.
8. Из второго абзаца выпишите глаголы в повелительном наклонении и измените по числам. Выделите окончания.
9. Выпишите из последнего абзаца текста глаголы зазвучало (1 вариант) и (2 вариант) и проведите их морфологический разбор.
Синтаксис.
10. Проведите полный синтаксический разбор предложенияИз земли показалась зелёная стрелочка (1 вариант) и Между ними появился зелёный росток (2 вариант).