В предложенном для анализа тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему отношения к совести. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека. Писатель раскрывает эту проблему на примере людей, которые лишились совести, что с ними после этого стало: «Ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло. Ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься». Совесть никому не была нужна, потому что люди её изгоняли, тем самым забывая про мораль, духовные качества. А также писатель приводит в пример жалкого пьяницу, который обрёл совесть и с ужасом вспоминал своё постыдное Батюшки! не могу… несносно! — криком кричит жалкий пропойца, а толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропойца никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце». Авторская позиция ясна: М.Е. Салтыков-Щедрин считает, что тот человек, в ком проснулась совесть, острее переживает собственное несовершенство и несправедливость мира, пытается исправить свои ошибки, становится лучше в нравственном плане. Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что люди, не слушающие голос совести, забывают о нравственности, живут, не анализируя свои поступки, не исправляют их, и из-за всего этого по их вине в обществе не будут искоренены неправда, коварство и насилие. Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Здесь мы ярко видим, что может случиться, если будет бессовестная власть. В учреждениях города N творится беспредел: процветает взяточничество, казнокрадство, пренебрежение своими обязанностями, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость. Другим примером является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников совершил непоправимое из-за своей теории деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». После того, как он совершил преступление, в нем проснулась совесть: он долго мучился, вследствие этого заболел, несколько раз хотел признаться. Благодаря Соне Мармеладовой он смог избавиться от камня, который был у него на душе. Таким образом, можно сделать следующий вывод: от самого человека зависит, в каком обществе ему жить: чтобы тебя окружали честные, справедливые, совестливые люди, для начала нужно таким стать, научиться анализировать свои поступки.
В предложенном для анализа тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему отношения к совести. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека. Писатель раскрывает эту проблему на примере людей, которые лишились совести, что с ними после этого стало: «Ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло. Ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься». Совесть никому не была нужна, потому что люди её изгоняли, тем самым забывая про мораль, духовные качества. А также писатель приводит в пример жалкого пьяницу, который обрёл совесть и с ужасом вспоминал своё постыдное Батюшки! не могу… несносно! — криком кричит жалкий пропойца, а толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропойца никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце». Авторская позиция ясна: М.Е. Салтыков-Щедрин считает, что тот человек, в ком проснулась совесть, острее переживает собственное несовершенство и несправедливость мира, пытается исправить свои ошибки, становится лучше в нравственном плане. Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что люди, не слушающие голос совести, забывают о нравственности, живут, не анализируя свои поступки, не исправляют их, и из-за всего этого по их вине в обществе не будут искоренены неправда, коварство и насилие. Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Здесь мы ярко видим, что может случиться, если будет бессовестная власть. В учреждениях города N творится беспредел: процветает взяточничество, казнокрадство, пренебрежение своими обязанностями, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость. Другим примером является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников совершил непоправимое из-за своей теории деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». После того, как он совершил преступление, в нем проснулась совесть: он долго мучился, вследствие этого заболел, несколько раз хотел признаться. Благодаря Соне Мармеладовой он смог избавиться от камня, который был у него на душе. Таким образом, можно сделать следующий вывод: от самого человека зависит, в каком обществе ему жить: чтобы тебя окружали честные, справедливые, совестливые люди, для начала нужно таким стать, научиться анализировать свои поступки.