Предложения списать. Подчеркнуть грамматические основы; в сложных предложениях обвести овалом союзы, связывающие между собой предложения, после каждого предложения начертить схему. Над союзами надписать, какие они: сочинительные или подчинительные.
1) Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. (К. Па- устовский)
2) Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыб- ка эта поразила Полторацкого своим детским добродушием. (Л. Толстой)
3) Второго сентября день был тёплый и тихий, но пасмурный. (А. Чехов)
4) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. (И. Шмелёв)
5) Люди живут, как за морем, за раскинувшимися песчаными А. Серафимович)
6) Ночь ещё только обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. (Н. Гоголь)
7) Всем было весело и легко, а моё непо- нятное беспокойство всё росло и росло. (А. Чехов)
8) Старика этого звали «Звездочётом» и считали итальянцем, потому что он нарочно коверкал русские слова на иностранный лад. (К. Паустовский) 9) Это не кирпичи, а древний камень. (И. Шмелёв