Практическая работа с языковым материалом. Выпишите из текстов все изобразительно-выразительные средства: тропы и их виды; стилистические фигуры и их виды. Укажите средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса.
1) Почему в языке отошедших людей Были громы певучих страстей? И намеки на звон всех времён и пиров, И гармония красочных слов? Почему в языке современных людей — Стук ссыпаемых в яму костей? Подражательность слов, точно эхо молвы, Точно ропот болотной травы? Потому что, когда, молода и горда, Между скал возникала вода, Не боялась она прорываться вперед,— Если станешь пред ней, так убьёт. И убьёт, и зальёт, и прозрачно бежит, Только волей своей дорожит. Так рождается звон для грядущих времён, Для теперешних бледных племён. (К. Д. Бальмонт)
2) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе. Для этого столько причин! По мере накопления жизненного опыта происходит переоценка ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. Как славит её фольклор! классика! а сколько прекрасных примеров вокруг нас! Каким неудачным был этот год для самых близких моих товарищей! Сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня! И как мало я нашёл для них утешений, как мало слов, как мало молчаливого сочувствия, как мало… времени!
- Тропы:
- Метафора: "громы певучих страстей", "звон всех времён и пиров", "точно эхо молвы", "точно ропот болотной травы", "вода прорываться вперед", "волей своей дорожит", "звон для грядущих времён", "теперешних бледных племён".
- Сравнение: "намеки на звон всех времён и пиров", "подражательность слов, точно эхо молвы".
- Эпитеты: "громы певучих страстей", "красочных слов", "современных людей".
- Стилистические фигуры:
- Повтор слова "почему" для создания риторического вопроса.
- Употребление однокоренных слов с разными значениями: "громы грядущих времён", "вода водит".
- Звукопись: "гармония красочных слов", "секиры… в слова заковалась", "стук ссыпаемых в яму костей".
- Средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса:
- Фонетические средства создания образов: повтор звука [г], которое создаёт эффект громового звука и передаёт эмоциональность, повторение согласных для передачи звука стука (Пример: "стук ссыпаемых в яму костей").
- Лексические средства создания образов: использование слов с высокой экспрессивностью и сильной эмоциональной окраской (например, "громы", "страсти", "звон", "прорываться").
- Морфологические средства создания образов: употребление префикса "про-" в слове "прорываться" для передачи движения или направления.
- Словообразовательные средства создания образов: образование слова "подражательность" от основы "подражать" с помощью суффикса "-ельность".
- Синтаксические средства создания образов: употребление параллелизма ("если станешь пред ней, так убьёт"), строфического построения (например, "Громы певучих страстей", "Стук ссыпаемых в яму костей"), повторение структуры предложения.
2) Во втором тексте можно выделить следующие изобразительно-выразительные средства:
- Тропы:
- Метафора: "возвращается мыслями к дружбе", "переоценка ценностей", "человечество бдительно и неотступно пестует дружбу".
- Эпитеты: "окружающих", "более пристально, более взыскательно", "фольклор! классика!", "прекрасных примеров".
- Стилистические фигуры:
- Риторический вопрос: "Для этого столько причин!"
- Употребление однокоренных слов с разными значениями: "сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня!", "как мало я нашёл для них утешений, как мало слов, как мало молчаливого сочувствия, как мало… времени!".
- Средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса:
- Фонетические средства создания образов: повторение звука [м].
- Лексические средства создания образов: использование слов и выражений с эмоциональной окраской и сильным эмоциональным смыслом (например, "бдительно", "неотступно пестует", "прекрасных примеров").
- Морфологические средства создания образов: использование формы причастия настоящего времени "возвращается" для передачи действия и движения.
- Словообразовательные средства создания образов: образование слова "взыскательно" от основы "взыскатель" с помощью суффикса "-ель".
- Синтаксические средства создания образов: использование повторяющихся фраз для подчёркивания значимости ("как мало...", "как мало...", "как мало...").