Практическая работа по теме "Второстепенные члены предложения" 1. Дополнение

1.1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните их написание. Выпишите прямые и косвенные дополнения.

Я теперь живу в другом конце города и изре__ка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы с__дели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой к__вер маков. Одни осыпались, р__няя на землю лепестки, точно искры, другие только ра__крывали свои огне___ые языки. А снизу, из влажной, полной жизне__ой силы з__мли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (Е.И. Носов "Живое пламя")

1.2. Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим, а в другом – дополнениями. Укажите падеж и склонение.

Согласие, отзывчивость, сражение, метель, житель.

2. Определение

2.1. Найдите в предложения определения и подчеркните их, укажите вид.

1. Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.)

2. На палубах не было заметно сетей или бочек для соления рыбы (К. Чуковский).

3. Васконяна возили в школу на машине, по утрам он пил кофе со сливками, иногда капризничал и не хотел есть макароны по-флотски. (В. Астафьев )

2.2. Замените словосочетания «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное»

Деревянная шкатулка, клубничное варенье, цветочный запах, кирпичный дом, дождевые капли

Составьте предложения с данными словосочетаниями. Обозначьте определения.

2.3. Составьте предложения с данными глаголами в неопределенной форме так, чтобы они выполняли роль определений.

рассказывать, думать, возвращаться, мечтать, переписывать

2.4. Найдите приложения в следующих предложениях:

1. Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку.

2. Ванюшка-шофер изредка посматривал на своего пассажира. .

3. Скоро в издательстве «Знание» вышла моя первая большая повесть, скорее роман «Поединок».

4. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался.

5. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

3. Обстоятельство

3.1.Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

1. В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг.

2. Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс.

3. Заяц выскочил из лесу и побежал полем.

4. Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок.

5. Наша любимая камейка почернела от времени в саду.

3.2. Составьте предложения с инфинитивом "дозвониться" так, чтобы он был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения (обстоятельством, дополнением, определением)​

Нурка11лиса Нурка11лиса    3   15.11.2020 13:15    1815

Ответы
Ксюша10092007 Ксюша10092007  10.01.2024 10:57
Добрый день, давайте начнем разбирать практическую работу по теме "Второстепенные члены предложения".

1.1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните их написание. Выпишите прямые и косвенные дополнения.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой кустик маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (Е.И. Носов "Живое пламя")

В данном тексте мы видим следующие второстепенные члены предложения:

а) Прямые дополнения:
- изредка заезжаю к тете Оле (здесь дополнением является фраза "к тете Оле", указывает на направление движения);
- мы сидели за летним столиком (дополнение сказуемому "сидели").

б) Косвенные дополнения:
- делились новостями (осуществляются дополнительные действия по отношению к сказуемому "делились");
- раскрывали свои огненные языки (осуществляются дополнительные действия по отношению к сказуемому "раскрывали").

1.2. Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим, а в другом – дополнениями. Укажите падеж и склонение.

Согласие - Подлежащее: Согласие важно для успешного сотрудничества. Дополнение: Он выразил свое согласие на участие в проекте. (Падеж: именительный, склонение: третье).

Отзывчивость - Подлежащее: Отзывчивость помогает нам установить хорошие отношения. Дополнение: Я ценю его отзывчивость в любой ситуации. (Падеж: именительный, склонение: третье).

Сражение - Подлежащее: Сражение продолжалось несколько часов. Дополнение: Они участвовали в сражении за свободу. (Падеж: именительный, склонение: третье).

Метель - Подлежащее: Метель затопила город. Дополнение: Он отправился в метель, несмотря на опасность. (Падеж: именительный, склонение: третье).

Житель - Подлежащее: Житель этого района сообщил о происшествии. Дополнение: Он остался жителем своего родного города. (Падеж: именительный, склонение: третье).

2. Определение

2.1. Найдите в предложения определения и подчеркните их, укажите вид.

1. Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.)

Подчеркнутые слова - определения, вид определений - качественные.

2. На палубах не было заметно сетей или бочек для соления рыбы (К. Чуковский).

Подчеркнутые слова - определения, вид определений - относительные.

3. Васконяна возили в школу на машине, по утрам он пил кофе со сливками, иногда капризничал и не хотел есть макароны по-флотски. (В. Астафьев )

Подчеркнутые слова - определения, вид определений - притяжательные.

2.2. Замените словосочетания «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное»

Деревянная шкатулка - Шкатулка из дерева.
Клубничное варенье - Варенье из клубники.
Цветочный запах - Запах цветов.
Кирпичный дом - Дом из кирпича.
Дождевые капли - Капли дождя.

Пример предложения: "Мама положила украшения в шкатулку из дерева". Здесь "из дерева" является определением.

2.3. Составьте предложения с данными словосочетаниями так, чтобы они выполняли роль определений.

- рассказывать: Мальчик любит рассказывать интересные истории.
- думать: Девочка, погруженная в чтение, задумчиво идет по улице.
- возвращаться: После долгой прогулки мы возвращаемся домой, уставшие, но счастливые.
- мечтать: Маленькая девочка мечтает стать великим художником.
- переписывать: Ученик аккуратно переписывает задание со школьной доски.

2.4. Найдите приложения в следующих предложениях:

1. Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку.

Приложение - землю-матушку, это указывает на объект действия сказуемого "печет".

2. Ванюшка-шофер изредка посматривал на своего пассажира.

Приложение - своего пассажира, это указывает на объект действия сказуемого "посматривал".

3. Скоро в издательстве «Знание» вышла моя первая большая повесть, скорее роман «Поединок».

Приложение - моя первая большая повесть, это указывает на объект действия сказуемого "вышла".

4. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался.

Приложение - на крыльце, это указывает на объект действия сказуемого "сидел".

5. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

Приложение - гармонист, это указывает на объект действия сказуемого "играет".

3. Обстоятельство

3.1. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

1. В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг.

Грамматическая основа: Пушкин был отправлен.
Виды обстоятельств: времени - в 1820 году, места - на юг.

2. Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс.

Грамматическая основа: Я пришел.
Виды обстоятельств: сопутствующее - с бабушкой, цели - держать экзамен, места - в гимназию, направления - в приготовительный класс.

3. Заяц выскочил из лесу и побежал полем.

Грамматическая основа: Заяц выскочил и побежал.
Виды обстоятельств: места - из лесу, направления - полем.

4. Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок.

Грамматическая основа: шла женщина.
Виды обстоятельств: образа действия - небыстро, места - мимо беседок.

5. Наша любимая камейка почернела от времени в саду.

Грамматическая основа: камейка почернела.
Виды обстоятельств: причины - от времени,
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Vicka2006 Vicka2006  15.11.2020 13:20

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой клевер маков. Одни осыпались, раняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненые языки. А снизу, из влажной, полной жизненой силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (Е.И. Носов "Живое пламя")

ВОТ ТАК КАК-ТО

Объяснение:

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык