Практическая работа по теме «Словообразовательная цепочка». 1. Запишите данные словообразовательные цепочки; графически прокомментируйте представленные словообразовательные процессы(укажите производящие и производные основы в словах, словообразовательные морфемы):
благодарить → благодарный → благодарность
десять → десятеро → удесятерить → удесятерение
пила → пилить → перепилить → перепиливать → перепиливаться
2. Восстановите пропуски в цепочках; графически объясните свое решение:
дорогой → → недорого
знакомый → → → познакомиться
соль → → → → засаливание
3. Образуйте цепочку «сущ. → прил. → нареч.» от слов:
солнце- -- ;
каприз- -- ;
радость- -- .
4. Установите ступень производности данных слов, а также образования каждого слова:
Мороз-морозить-переморозить-переморозиться
Победа-победить-победитель-победительница
Печать-печатать-отпечатать-отпечаток
5. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Найдите слова с корнем «уч»; соедините их в словообразовательные пары и цепочки(где возможно); где нужно, добавьте слова; оформите запись графически.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста.
Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
(Д.С.Лихачёв)