Практическая работа № 3( Занятие № 5).
Цель нашего занятия - научиться работать с текстом, выделять главное в тексте, перерабатывать текст, сжимать его, применяя разные сжатия текста.
Прочитайте материал по основным приемам работы с текстом.
Познакомьтесь с материалом, с которым вы будете работать.
В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. Вокруг монастыря — посёлок Пушкинские Горы.
Посёлок завален сеном. По громадным булыжникам день и ночь медленно грохочут телеги: свозят в Пушкинские Горы сухое сено. От лабазов и лавок несёт рогожами, копчёной рыбой и дешёвым ситцем. Ситец пахнет, как столярный клей.
Единственный трактир звенит жидким, но непрерывным звоном стаканов и чайников. Там до потолка стоит пар, и в этом пару неторопливо пьют чай с краюхами серого хлеба потные колхозники и чёрные старики времён Ивана Грозного. Откуда берутся здесь эти старики —пергаментные, с пронзительными глазами, с глухим, каркающим голосом, похожие на юродивых,— никто не знает. Но их много. Должно быть, их было ещё больше при Пушкине, когда он писал здесь «Бориса Годунова».
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора.
Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.
Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе,— это всё. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни.
Здесь могила, известная всему человечеству, здесь тот «милый предел», о котором Пушкин говорил ещё при жизни.
Пахнет бурьяном, корой, устоявшимся летом. И здесь, на этой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
Он похоронен в грубой песчаной земле, где растут лён и крапива,в глухой народной стороне. С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводом над светлой Соротью, над Савкином, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство. (К. Паустовский)
Основные приемы работы с текстом:
1) Конспектирование - переработка текста путем "свертывания" информации и запись отобранного материала.
2) Составление тезисов. Тезис - краткое, последовательное изложение основных мыслей текста.
3) Составление плана текста. План - последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста.
4) Аннотация - краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
5) Составление схем, таблиц.
Домашнее задание:
1. Составьте план текста.
2. Выделите ключевые слова в каждом абзаце.
3. Подберите заголовок.