Познакомтесь с темой урока, выполните задания. Тема:Века беспощадной борьбы
1.С ходом времени медицина совершенствовалась, но на смену побежденным болезням приходят другие, и ученые постоянно ищут новые средства лечения. 2. Иногда заразные инфекционные заболевания охватывают значительные области, и счет заболевших идет на сотни и тысячи. 3. Такое бедствие называют эпидемией. 4. Самая страшная эпидемия это чума, унесшая в 1347 г. 1/4 населения Европы. 5. Разносчиками инфекции стали крысы, передававшие заразу через блох, питающихся как крысиной, так и человеческой кровью. 6. Люди заражали друг друга при дыхании – чума передается не только через кровь, но и воздушно-капельным путем. 7. Легочная чума поражала дыхательные пути. 8. Характерной чертой бубонной чумы были опухоли (бубоны) под мышками и в паху. 9. Обе формы чумы почти всегда приводили к смерти. 10. Эффективных борьбы с болезнью не было. 11. Трупы свозили в специальные ямы и засыпали негашеной известью для обеззараживания. 12. Такие захоронения потом образовывали небольшие холмы – их до сих пор можно увидеть в некоторых городах Европы.
13. Больных содержали в плохо оборудованных больницах. 14. Посещая эти заведения, лекари одевались в защитные костюмы. 15. Тряпичный шлем закрывал лицо врача, оставляя лишь прорези для глаз. 16. В длинный «клюв» шлема клали ароматические травы или губку с уксусом, чтобы не дышать зараженным воздухом общественных больниц.
17. К ХҮІІ в. чума покинула Европу. 18. Однако эта болезнь до сих пор вспыхивает в различных странах мира. 19. Теперь, с открытием антибиотиков, чума стала излечимой (правда, на ранних стадиях), и ее появление уже не носит такого опустошительного характера.
20. Не меньший урон человечеству нанес туберкулез, вызваемый палочкой Коха. 21. Эта бацилла обычно поселяется в легких человека. 22. Симптомы туберкулеза поначалу незаметны – слабость, незначительное, но постоянное повышение температуры, сухое покашливании. 23. Если человек не привился от туберкулеза и в наше время может привести к смерти.
Задание к тексту
1. Прочитайте текст и выполните задание 1-14.
2. Объясните название текста. Соответствует ли оно его содержанию? Укажите количество абзацев в тексте.
3. Определите стиль текста и его тип речи.
4. Найдите в 1 абзаце имя существительное, которому соответствует определение «широкое распространение какой-нибудь заразной болезни».
5. Выпишите из 2-го предложения терминологическое словосочетвние. Укажите вид синтаксической связи. Обозначьте главное и зависимое слова.
6. Выпишите из 2-го абзаца все термины медицины –термины-словосочетания. Поставьте в них ударение.
7. Назовите номера предложений, осложненных причастным оборотом, во 2-абзаце.
8. Назовите номера предложений, осложненных деепричастным оборотом, в 3-абзаце.
9. Спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.
10. Запишите все имена числительные словами. Обозначьте их окончание. Произведите морфологический разбор оного числительного.
11. Сделайте морфемный разбор выделенных слов. Определите их словообразования.
12. Запишите 22-е предложение. Обозначьте грамматическую основу. Прокомментируйте расстановку знаков препинания.
13. Докажите, что 16-е предложение является СПП. Определите вид придаточного.
14. Найдите в 5-м абзаце СПП с придаточным условия. Составьте его схему.