познакомьтесь с двумя текстами, посвящёнными творче-
ству художника сергея ивановича калмы-
кова (1891—1967): 1) отрывком из статьи доктора искусствоведения
в. с. турчина «философия бытия в творчестве сергея калмыкова»;
2) фрагментом романа ю. домбровского «факультет ненужных ве-
щей», в котором описывается восприятие главным героем произведе-
ний художника.
определите стилевую принадлежность текстов. найдите общее и
различное в языковых особенностях этих текстов.
1) уже с ранних работ 1908 года и далее видно желание живо-
писца форсировать красочные отношения. не случайно мастерами, его вдохновлявшими, являлись ван гог и матисс. при этом
рисунчатая основа изображений порой сохраняется, а порой ис-
чезает под вихрем красок.
отношение к линии у калмыкова особое. он учился у масте-
ров линии — у бакста и добужинского, чему смог осо-
знать всю значительность этого элемента искусства.
женские образы калмыкова согреты одним чувством — влю-
блённостью.
бесплотные фигурки с удлинёнными пропорциями напомина-
ют рисунки на греческих вазах, словно перерисованные рукой
боттичелли. выражение «неземные» к ним подходит само собою,
ведь в воображении мастера они и являлись таковыми.
его любимым произведением являлась «принцесса грёза» м. вру-
беля с её магией преображённых красок. так и пошёл он в своем
развитии от врубелевского символизма к своеобразному экспресси-
онизму, порой напоминая некоторых мастеров, а также и
жоржа руо.
2) об этих листах писать невозможно — надо видеть очарование
этих тончайших линий, этих переливов человеческого тела…
вот, например, красавица в длинном, тяжёлом, мягком халате.
он не надет, а наброшен так, что видна нога, грудь, талия. красави-
ца несёт восточный высокогорлый сосуд. на столике горит канде-
лябр. он похож на распустившуюся ветку с тремя цветками. рядом
раскрытая книга и закладка в ней. тишина, ночь, никого нет. куда
идёт эта одинокая красавица? за ней бежит какое-то странное су-
щество, не то кошка, не то собачка — не поймешь точно кто. и боль-
ше ничего нет.