(повторительное). Перепишите, расставьте необходимые знаки препинания. Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор, постройте схемы сложных предложений.
1. Полюбовавшись несколько времени из окна на голубое
небо усеянное разорванными облаками на дальний берег
Крыма который тянется лиловой полосой я отправился в
крепость Фанагорию чтобы узнать от коменданта о часе моего
отъезда в Геленджик (Л.). 2. Я вероятно не сумею передать
достаточно ярко и убедительно как велико было моё изумление
когда я почувствовал что почти каждая книга как бы открывает
передо мною окно в новый неведомый мир рассказывая мне о
людях мыслях чувствах которых я не знал (М.Г.). 3. Однажды
вечером кончив дневной сбор винограда партия молдаван с
которой я работал ушла на берег моря а я и старуха Изергиль
остались под густой тенью виноградных лоз и лёжа на земле
молча глядели как тают в глубокой мгле ночи силуэты людей
что пошли к морю (М.Г.).
Пунктуационный разбор:
- Запятая перед "усеянное разорванными облаками": обозначает вводное предложение.
- Запятая после "небо": обозначает прямую речь (прим. автора).
- Запятая после "Крыма": обозначает приложение.
- Запятая после "лиловой полосой": обозначает уточнение.
- Запятая после "Фанагорию": обозначает цели действия.
- Запятые между "часе моего отъезда в Геленджик": обозначают вводные предложения.
Синтаксический разбор:
- Подлежащее: я.
- Глагол: отправился.
- Дополнение: в крепость Фанагорию.
- Инфинитивные конструкции: чтобы узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик.
Схема сложного предложения:
[Я] отправился [в Фанагорию], [чтобы узнать [от коменданта] [о часе [моего отъезда] [в Геленджик]]].
______________________________________________________
2. Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга, как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир, рассказывая мне о людях, мыслях, чувствах, которых я не знал (М.Г.).
Пунктуационный разбор:
- Запятая после "Я": обозначает вводное слово.
- Запятые после "вероятно" и "убедительно": обозначают вводные слова.
- Запятая после "моё изумление": обозначает приложение.
- Запятые после "бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир": обозначают вводные предложения.
- Запятая после "людях": обозначает прямую речь (прим. автора).
- Запятые между "мыслях" и "чувствах": обозначают перечисление.
Синтаксический разбор:
- Подлежащее: Я.
- Глагол: не сумею передать.
- Дополнения: достаточно ярко и убедительно.
- Обстоятельства: вероятно.
- Уточнения: как велико было моё изумление.
- Инфинитивные конструкции: как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир, рассказывая мне о людях, мыслях, чувствах, которых я не знал.
Схема сложного предложения:
[Я] не сумею передать [достаточно ярко и убедительно], [как велико было [моё изумление]], [когда я почувствовал, что [почти каждая книга] открывает передо мною [окно] в новый неведомый мир, рассказывая мне о людях, мыслях, чувствах, которых я не знал].
______________________________________________________
3. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и лёжа на земле молча глядели, как тают в глубокой мгле ночи, силуэты людей, что пошли к морю (М.Г.).
Пунктуационный разбор:
- Запятые после "Однажды вечером" и "с которой я работал": обозначают вводные слова.
- Запятая после "партия молдаван": обозначает прямую речь (прим. автора).
- Запятые после "я и старуха Изергиль" и "лёжа на земле": обозначают вводные слова.
- Запятая после "густой тенью виноградных лоз": обозначает приложение.
- Запятая после "глубокой мгле ночи": обозначает приложение.
- Запятая после "силуэты людей": обозначает прямую речь (прим. автора).
- Запятая между "что пошли к морю": обозначает вводное предложение.
Синтаксический разбор:
- Подлежащее: партия молдаван.
- Глагол: ушла.
- Обстоятельство: на берег моря.
- Согласованные определения: а я и старуха Изергиль.
- Определение: под густой тенью виноградных лоз.
- Определение: лёжа на земле.
- Обстоятельство: молча.
- Обстоятельство: как тают в глубокой мгле ночи.
- Дополнение: силуэты людей.
- Вводное предложение: что пошли к морю.
Схема сложного предложения:
[Однажды вечером], [кончив [дневной сбор винограда]], [партия молдаван] ушла [на берег моря], [а я и старуха Изергиль] остались [под густой тенью виноградных лоз] и [лёжа на земле] [молча глядели], [как тают в глубокой мгле ночи] [силуэты людей], [что пошли к морю].