торичный синтез- этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.
В обобщении предусматриваются уточнение идеи произведения и детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.
Например, после анализа рассказа Н.Носова «На горке» можно обратиться к детям с вопросами и заданиями:
С какого момента мы начинаем сочувствовать Котьке? Найдите в тексте этот эпизод.
Как вы думаете, что испытывал Котька, когда по требованию ребят стал посыпать горку снегом»? (Радость, облегчение, желание исправить свой промах.)
Как вы думаете, дружили дети, о которых мы прочитали?
Чему научила Котьку история с горкой и песком?
Изменился ли Котька к концу рассказа?
Подберите к рассказу пословицу, наиболее соответствующую его главной мысли:
На всякое хотенье есть терпенье. Ум хорошо, а два лучше. Поспешишь - людей насмешишь. Умел ошибиться - умей и поправиться.
Или:
Будет солнечный зимний день. Небо изобразим ярко-синим, а на нем - желтое солнце.
Такая работа приучает детей тренировать воображение, развивает внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.
Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; - придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица);
- пересказ строится от 1-го лица;
- повествование - с точки зрении рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа. Например, рассказ К.Паустовского «Подарок» можно пересказать от лица Вани Maлявина;
- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняются изображенные события. Например, употребление вместо глаголов времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближает читателя к изображенному событию.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах:
- чтение по ролям;
- пантомима;
- постановка живых картин;
- собственно драматизация.
Пантомима через движение уяснять и объяснить содержание и форму произведения. Например, читая 2-ю часть рассказа Н.Носова «На горке», учитель не объясняет лексическое значение словосочетания выскочил во двор, а предлагает кому-то из ребят показать, как он это себе представляет, или просит продемонстрировать, какие знаки подавал Котька ребятам, когда они звали его строить горку.
Строчки из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит - также удобны для интерпретации в движении.
Живая картина дает возможность продумать мизансцены, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа рассказа Н. Носова «На горке» можно предложить детям изобразить в застывшем движении (в позе) немую сцену, когда ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку:
- кто-то развел руками;
- кто-то схватился за голову;
-кто-то наклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя ли песок убрать;
- кто-то уже взялся за лопату с целью исправить положение и т.п
Все названные приемы глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Работа, начатая на уроке, может быть продолжена вне его. Во внеурочное время могут быть организованы конкурсы чтецов, работа по созданию диафильмов, написание сценариев по произведению. Драматизация может стать интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива. Каждый сможет проявить себя и участвовать в общем деле: потребуются сценаристы, режиссеры, художники, актеры, декораторы, создатели костюмов, звукооператоры и т.д. Если дети увлекутся этой деятельностью, то она может стать начальной ступенью для организации работы школьного театра
Объяснение:
торичный синтез- этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.
В обобщении предусматриваются уточнение идеи произведения и детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.
Например, после анализа рассказа Н.Носова «На горке» можно обратиться к детям с вопросами и заданиями:
С какого момента мы начинаем сочувствовать Котьке? Найдите в тексте этот эпизод.
Как вы думаете, что испытывал Котька, когда по требованию ребят стал посыпать горку снегом»? (Радость, облегчение, желание исправить свой промах.)
Как вы думаете, дружили дети, о которых мы прочитали?
Чему научила Котьку история с горкой и песком?
Изменился ли Котька к концу рассказа?
Подберите к рассказу пословицу, наиболее соответствующую его главной мысли:
На всякое хотенье есть терпенье. Ум хорошо, а два лучше. Поспешишь - людей насмешишь. Умел ошибиться - умей и поправиться.
Или:
Будет солнечный зимний день. Небо изобразим ярко-синим, а на нем - желтое солнце.
Такая работа приучает детей тренировать воображение, развивает внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.
Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; - придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица);
- пересказ строится от 1-го лица;
- повествование - с точки зрении рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа. Например, рассказ К.Паустовского «Подарок» можно пересказать от лица Вани Maлявина;
- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняются изображенные события. Например, употребление вместо глаголов времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближает читателя к изображенному событию.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах:
- чтение по ролям;
- пантомима;
- постановка живых картин;
- собственно драматизация.
Пантомима через движение уяснять и объяснить содержание и форму произведения. Например, читая 2-ю часть рассказа Н.Носова «На горке», учитель не объясняет лексическое значение словосочетания выскочил во двор, а предлагает кому-то из ребят показать, как он это себе представляет, или просит продемонстрировать, какие знаки подавал Котька ребятам, когда они звали его строить горку.
Строчки из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит - также удобны для интерпретации в движении.
Живая картина дает возможность продумать мизансцены, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа рассказа Н. Носова «На горке» можно предложить детям изобразить в застывшем движении (в позе) немую сцену, когда ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку:
- кто-то развел руками;
- кто-то схватился за голову;
-кто-то наклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя ли песок убрать;
- кто-то уже взялся за лопату с целью исправить положение и т.п
Все названные приемы глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Работа, начатая на уроке, может быть продолжена вне его. Во внеурочное время могут быть организованы конкурсы чтецов, работа по созданию диафильмов, написание сценариев по произведению. Драматизация может стать интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива. Каждый сможет проявить себя и участвовать в общем деле: потребуются сценаристы, режиссеры, художники, актеры, декораторы, создатели костюмов, звукооператоры и т.д. Если дети увлекутся этой деятельностью, то она может стать начальной ступенью для организации работы школьного театра