Пунктуация Система знаков препинания в письменной речи языка, а также собрание правил постановки знаков препинания называется пунктуацией. Пунктуация позволяет наглядно выделять синтаксический и интонационный строй предложения. С пунктуации выделяются как отдельные предложения, так и члены предложений, что позволяет легче воспроизводить написанное в устной речи. В истории русской пунктуации выделялись три направления изучения ее основ: - Логическое - Синтаксическое - Интонационное. Логическое или смысловое направление исходило из того, что в письме принято отделать слова и предложения для лучшего осмысления изложенной мысли, а также для большей ясности и определенности. Теоретиком этого направления был Ф. И. Буслаев. По его мнению, знаки препинания имели двоякое значение: Установить ясность в изложении мыслей, используя запятые (,), точки (.), точку с запятой (;), и двоеточие (:). Выразить ощущения говорящего с восклицательного знака (!), многоточия (…), вопросительного знака (?) и тире (-). Синтаксическое направление получило широкое распространение в практике преподавания русского языка. Оно опирается на теорию, по которой все знаки препинания призваны наглядно показать синтаксический строй речи, посредством выделения отдельных предложений и их частей. Одним из ярчайших последователей этого направления был Я. К. Грот. Он отмечал, что знаки препинания в определенной степени демонстрируют связь между предложениями и их частями речи, что, в свою очередь, облегчает устное восприятие письменной речи. Интонационная теория опиралась на то, что основной целью знаков препинания является обозначение ритмики и мелодики фразы. Последователи этой теории утверждали, что в большинстве случаев пунктуация носит не грамматический, а декламационно-психологический характер. К теоретикам интонационного направления можно отнести Л. В. Щербу, А. М. Пешковского и некоторых других исследователей русского языка. Несмотря на то, что мнения о функции знаков препинания часто расходились, представители всех вышеперечисленных направлений сходились в одном: пунктуация выполняет коммуникативную функцию. В то время как она служит оформлением письменной речи, она выделяет и смысловое членение речи. Говоря о русской пунктуационной системы, следует отметить ее необычайную гибкость. Наряду с общепринятыми правилами пунктуации, она не носит строго нормативный характер и допускает различные варианты использования знаков препинания. Многое зависит как от смысловых оттенков, так и от стилистики текста.
Система знаков препинания в письменной речи языка, а также собрание правил постановки знаков препинания называется пунктуацией. Пунктуация позволяет наглядно выделять синтаксический и интонационный строй предложения. С пунктуации выделяются как отдельные предложения, так и члены предложений, что позволяет легче воспроизводить написанное в устной речи. В истории русской пунктуации выделялись три направления изучения ее основ:
- Логическое
- Синтаксическое
- Интонационное.
Логическое или смысловое направление исходило из того, что в письме принято отделать слова и предложения для лучшего осмысления изложенной мысли, а также для большей ясности и определенности. Теоретиком этого направления был Ф. И. Буслаев. По его мнению, знаки препинания имели двоякое значение:
Установить ясность в изложении мыслей, используя запятые (,), точки (.), точку с запятой (;), и двоеточие (:).
Выразить ощущения говорящего с восклицательного знака (!), многоточия (…), вопросительного знака (?) и тире (-).
Синтаксическое направление получило широкое распространение в практике преподавания русского языка. Оно опирается на теорию, по которой все знаки препинания призваны наглядно показать синтаксический строй речи, посредством выделения отдельных предложений и их частей. Одним из ярчайших последователей этого направления был Я. К. Грот. Он отмечал, что знаки препинания в определенной степени демонстрируют связь между предложениями и их частями речи, что, в свою очередь, облегчает устное восприятие письменной речи.
Интонационная теория опиралась на то, что основной целью знаков препинания является обозначение ритмики и мелодики фразы. Последователи этой теории утверждали, что в большинстве случаев пунктуация носит не грамматический, а декламационно-психологический характер. К теоретикам интонационного направления можно отнести Л. В. Щербу, А. М. Пешковского и некоторых других исследователей русского языка.
Несмотря на то, что мнения о функции знаков препинания часто расходились, представители всех вышеперечисленных направлений сходились в одном: пунктуация выполняет коммуникативную функцию. В то время как она служит оформлением письменной речи, она выделяет и смысловое членение речи.
Говоря о русской пунктуационной системы, следует отметить ее необычайную гибкость. Наряду с общепринятыми правилами пунктуации, она не носит строго нормативный характер и допускает различные варианты использования знаков препинания. Многое зависит как от смысловых оттенков, так и от стилистики текста.