Подчеркнуть грамматические основы, поставить скобки, подписать придаточные и виды подчинения, составить схемы 1.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Предгрозовые облака громоздились по всему небу (1) и я увидел (2) что над лесом осталось лишь небольшое голубоватое окно (3) из которого прямым широким водопадом (4) прорывались к земле лучи.
2.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Меня не тянула улица (1) если на ней было тихо (2) но (3) когда я слышал весёлый ребячий смех (4) то убегал со двора.
3.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Трудно всякое дело (1) если только не хочется его делать (2) и легко всякое дело (3) за которое мы берёмся с полным убеждением в его плодотворности (4) и необходимости.
4.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит её далеко-далеко.
5.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Работники зоопарков и цирков считают (1) что боязнь слонами мышей сильно преувеличена (2) и утверждают (3) что (4) если даже положить мышь прямо на слона (5) или помахать ею перед глазами (6) он и ухом не поведёт.
6.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Так продолжалось до вечера (1) и (2) если бы не зазвонил телефон (3) Иван бы даже не заметил (4) как радуга растаяла (5) и как почернел бор.
7.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чем дальше уезжал Оленин от центра России (1) тем дальше казались от него все его воспоминания (2) и (3) чем ближе подъезжал к Кавказу (4) тем отраднее становилось у него на душе.
8.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С возрастом у Аркадия Николаевича испортился характер (1) и (2) если в аудитории вдруг не хватало стульев (3) или студенты вели себя слишком вольно (4) то он приходил в ярость (5) и метал громы и молнии.
Предгрозовые облака громоздились по всему небу и я увидел [что над лесом осталось лишь небольшое голубоватое окно] (из которого прямым широким водопадом прорывались к земле лучи).
Основа грамматической конструкции: я увидел (подчеркнута).
- Вид подчинения: простое дополнительное подчинение (вопрос "что?" относится к глаголу "увидел").
- Схема: Подгрозовые облака громоздились [к чему? --> по всему небу] и я увидел [что? --> над лесом осталось лишь небольшое голубоватое окно] (из которого прямым широким водопадом прорывались к земле лучи).
2. Расставить знаки препинания: указать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Меня не тянула улица (если на ней было тихо), но [когда я слышал весёлый ребячий смех], то убегал со двора.
Запятая вставляется после "если" (цифра 1) и перед "то" (цифра 2).
3. Расставить знаки препинания: указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые):
Трудно всякое дело, если только не хочется его делать, и легко всякое дело (за которое мы берёмся с полным убеждением в его плодотворности и необходимости).
Запятая вставляется после "дело" (цифра 1), перед "что" (цифра 2), после "дело" (цифра 3), перед "и необходимости" (цифра 4).
4. Расставить знаки препинания: указать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Если светит солнце (и на небе нет облаков), то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее, и это воспоминание будит мысль и уносит её далеко-далеко.
Запятая вставляется после "облаков" (цифра 1) и перед "и это воспоминание" (цифра 2).
5. Расставить знаки препинания: указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые):
Работники зоопарков и цирков считают, что боязнь слонами мышей сильно преувеличена, и утверждают, что (если даже положить мышь прямо на слона или помахать ею перед глазами), он и ухом не поведёт.
Запятая вставляется после "считают" (цифра 1) и после "и утверждают" (цифра 2), перед "или помахать ею" (цифра 3), после "глазами" (цифра 4) и после "не поведёт" (цифра 5).
6. Расставить знаки препинания: указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые):
Так продолжалось до вечера и, если бы не зазвонил телефон, Иван бы даже не заметил, как радуга растаяла и как почернел бор.
Запятая вставляется после "вечера" (цифра 1), перед "зазвонил телефон" (цифра 2), после "заметил" (цифра 3), перед "как радуга растаяла" (цифра 4) и после "как почернел бор" (цифра 5).
7. Расставить знаки препинания: указать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Чем дальше уезжал Оленин от центра России, тем дальше казались от него все его воспоминания и, чем ближе подъезжал к Кавказу, тем отраднее становилось у него на душе.
Запятая вставляется после "России" (цифра 1), после "воспоминания" (цифра 2), после "казались от него" (цифра 3), после "Кавказу" (цифра 4) и перед "тем отраднее становилось" (цифра 5).
8. Расставить знаки препинания: указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые):
С возрастом у Аркадия Николаевича испортился характер и, если в аудитории вдруг не хватало стульев или студенты вели себя слишком вольно, то он приходил в ярость и метал громы и молнии.
Запятая вставляется после "характер" (цифра 1), после "стульев" (цифра 2), после "вольно" (цифра 3), после "ярость" (цифра 4) и перед "и метал громы" (цифра 5).