Подберите к данным словам однокоренные слова, обозначающие названия предметов. Используйте суффикс – к-.
Заморозить, посадить, поливать, подрезать, подвязать, погрузить, подвозить, подписать, рубить, заготовить.
Выделите корень и суффикс.
Выпишите слова в четыре столбика. В первый столбик пишите слова, которые состоят из корня и окончания, во второй – из корня и суффикса, в третий – из корня и приставки, в четвёртый – из корня, приставки, суффикса и окончания.
Дорога, берёза, тракторист, поезд, прогулка, повозка, поход, работник, погода, подстаканники, стрелок, запись.
Выделите части слов.
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы.
Береза – кочан -
Кость – синий -
Таракан – сковорода -
Шляпа – зуб -
Липа -. Веселый -.
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы.
Шнурки – кофта -
Каштан – Коля -
Карман – тихий -
Лиса – альбом -
Балкон -. роза.
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы.
Береза – кочан -
Кость – синий -
Таракан – сковорода -
Шляпа – зуб -
Липа -. Веселый -.
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы.
Шнурки – кофта -
Каштан – Коля -
Карман – тихий -
Лиса – альбом -
Балкон -. роза.
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы.
Береза – кочан -
Кость – синий -
Таракан – сковорода -
Шляпа – зуб -
Липа -. Веселый -.
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы.
Шнурки – кофта -
Каштан – Коля -
Карман – тихий -
Лиса – альбом -
Балкон -. роза.
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы.
Береза – кочан -
Кость – синий -
Таракан – сковорода -
Шляпа – зуб -
Липа -. Веселый -.
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы.
Шнурки – кофта -
Каштан – Коля -
Карман – тихий -
Лиса – альбом -
Балкон -. роза.
«Грамматические формы и грамматические значения глагола».
Что обозначает глагол?
Предмет.
Признак предмета.
Действие предмета.
На какие во отвечает глагол?
Кто? что?
Какой? какая? какое? какие?
Что делает? что сделал? что будет делать?
Изменяется ли глагол по числам?
1) Да. 2) Нет.
Сколько временных форм имеют глаголы?
1) 2. 2) 3 3) 4.
Если глагол отвечает на во что делает? что делают?, то он в форме времени;
настоящего времени;
будущего времени.
Выберите глагол будущего времени.
Пробежала, воркует, прилетит, напишу, запищат, сфотографирует.
Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз пригрело имеют форму времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А вы как думаете, в форме какого времени эти глаголы времени.
Будущего времени.
Настоящего времени.
Как изменяются глаголы времени?
По числам.
По падежам.
По родам.
Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.
Мужской род.
Женский род.
Средний род.
Окончание –о у глаголов времени указывает на то, что они в форме…
мужского рода;
женского рода;
среднего рода.
нулевое окончание у глаголов времени указывает на то, что они в форме…
мужского рода;
женского рода;
среднего рода.
Выберите глаголы среднего рода.
Смешался, подтаяла, осветило, впряглись, скрипит, приблизилось, выглянуло, заговорила, вздрогнул.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на во что делал? что сделал?
что сделает? что будет делать?
что делать? что сделать?
С каким высказыванием вы согласны?
а) инфинитив указывает на отсутствие значений лица и числа;
б) в предложении инфинитив уточняет и дополняет слова, называющие действие;
в) инфинитив указывает, кто выполняет действие.
Определите спряжение глагола:
Спать, дышать, в траве, зеленеть, плакать, слышать, увидеть.
Согласны ли вы с такой записью слов? Почему вы так думаете?
Учиться печь
Учится печ
С каким действия вы согласны, а с каким нет?
а) забыва_т – забывать –1 спр. – забывает
б) смотр_т – смотреть – 2 спр. – смотрит
в) ход_т – ходить – основа на –ить – 2 спр. – ходит
г) выпь_т – выпить – на –ить -2 спр. - выпьит
Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола».
Задание 1.
Составьте грамматическую характеристику каждого слова из высказывания.
Ранним утром услышишь звонкие песни соловья.
Задание 2.
Найдите в высказываниях две словоформы одного и того же слова. Выделите в них морфемы, которыми они отличаются друг от друга. На какое различие в значении они указывают? Подумайте, какой частью речи является это слово. Почему вы так считаете?
Девочка, так чудесно играющая на скрипке, учится в нашем классе.
Девочка, так чудесно игравшая на скрипке в детстве, давно выросла и стала известным композитором.