ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Часть 1
Выполните тестовые задания.
1. Укажите сочетание слов, которое не является словосочетанием.
1) в течение года
2) письмо для брата
3) стоит рядом
4) глянцевый журнал
2. Укажите словосочетание со связью управление.
1) бежал спотыкаясь
2) долго смотрел
3) скрип колеса
4) в глубокой реке
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым (знаки препинания не расставлены).
1) Хлеб в пути не тяжесть.
2) Он монтажник по профессии.
3) Чужая сторона дремучий бор.
4Капли дождя словно алмазы.
4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
1) Я больше не буду опаздывать на уроки.
2) Рабочие нашего завода отдыхают на море.
3) Утренний рассвет очень хорош на реке.
4) Батюшка начал писать письмо еще вчера.
5. Укажите односоставное предложение.
1) Я хорошо отдохнул и вовремя возвратился.
2)Нет силы более могучей, чем знание.
3) Речка была мелкая, прозрачная.
4) Солдаты ели, не обращая внимания на Пьера.
6. Укажите ряд, во всех словах которого пишется НН.
1) Време(н/нн)ый проход, бара(н/нн)ий рог, обветре(н/нн)ое лицо.
2) Связа(н/нн)ый морским узлом, кваше(н/нн)ая капуста, развеше(н/нн)ая одежда.
3) Говорить взволнова(н/нн)о, фарширова(н/нн)ый перец, склее(н/нн)ый конверт.
4) Дли(н/нн)ая нить, ветре(н/нн)ый днь, испечё(н/нн)ый хлеб.
7. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
1) Отнюдь (не)красавица, (не)успевший вовремя, (не)хочу сладкого.
2) (Не)брежно написано, (не)полученные билеты, (не)здоровый вид.
3) (Не)прикоснувшись рукой, (не)былица, (не)приду на обед.
4) Терпеть (не)вмоготу; (не)друг, а враг; (не)ходи поздно вечером.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Новенький сидел за последней партой. (2) Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.
(3) Я начал объяснять новые формулы, и каждый раз, поворачиваясь к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, слышал хихиканье за моей спиной. (4) И вдруг до меня донеслось: «Не мешайте слушать!» (5) «Княжин, иди к доске, реши задачу по новой формуле». (6) Он быстро решил задачу и чётко, без запинки, всё объяснил.
(7) А через неделю я увидел списки ребят, записавшихся в разные кружки, и удивился. (8) Княжин записался во все кружки, которые были в школе. (9) Когда я его встретил, то с зачем ему это надо. (10) Он ответил, что должен знать все, потому что хочет стать космонавтом.
(11) Но через три месяца он перестал ходить ко мне в физический кружок. (12) По словам ребят, у него большие неприятности. (13) Но однажды, встретившись с ним у магазина случайно, я увидел у него на носу маленькие очки и понял его «неприятности».
(14) Я догадался, что разлетелась его мечта в пух и прах. (15) Я постарался убедить его, что можно полететь в космос и астрономом, и инженером, и врачом. (16) Он ухватился за мои слова, улыбаясь. (17) А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди».
1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Княжин записался не во все школьные кружки.
2) Мечта его разлетелась в пух и прах.
3) Я убедил его, что можно полететь в космос, имея другую профессию.
4) Сам Княжнин не рассказывал о своих неприятностях.
2. Укажите верные утверждения.
1) Предложение нерас предложение.
2) Первая часть 4 предложения односоставное неопределенно-личное предложение.
3) В предложении 6 грамматическая основа ОН РЕШИЛ.
4) Предложение 7 осложнено обособленным определением.
5) В предложении 11 составное глагольное сказуемое.
3. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью согласование.
4. Замените словосочетание КРУЖКИ В ШКОЛЕ (предложение 8), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ОБОСОБЛЕННОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ.
По словам ребят, (1) у него большие неприятности. Но однажды, (2) встретившись с ним у магазина случайно, (3) я увидел у него на носу маленькие очки и понял его «неприятности».
6. Объясните постановку двоеточия в данном предложении.
И вдруг до меня донеслось: «Не мешайте слушать!»
7. Укажите верные утверждения.
1) ЯРКО-РЫЖИЕ (волосы) – сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета, пишется через дефис.
2) ОБЪЯСНЯТЬ - разделительный твердый знак пишется в корне слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я.
3) (Не) ЗАМЕТИТЬ – НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
4) К ДОСКЕ – в существительных 1 склонения в дательном падеже пишется Е.
5) ВРАЧОМ – после шипящих в суффиксе существительных под ударением пишется О.
Часть 3
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди».
Приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример–аргумент проведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.