по русскому РУССКИЙ ЯЗЫК
ЗАДАНИЕ 1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
1)Все последние дни Сотников был словно в прострации. 2)Чу..ствовал он себя скверно обессил..л без воды и пищи. 3)И он молча в (полу)забытьи сидел среди тесной толпы людей на колючей сухой траве без особых мыслей в голове и наверно потому не сразу понял смысл лихорадочного ш..пота рядом: «Хоть одного, а прикончу». 4)Всё?равно что случит?ся потом. 5)Сотников осторожно повёл в сторону взглядом тот самый его сосед?лейтенант (не)заметно для других доставал из?под грязных бинтов на ноге обыкнове..ый перочи..ый ножик и в глазах его таилась такая решимость что Сотников подумал такого не удерж..шь.
6)Двое конвоиров сойдясь вместе прикур..вали от заж..галки один на коне чуть поодаль бдительно осматр..вал коло..у.
7)Они ещё пос..дели на солнце может минут пятнадцать пока с холма не послышалась какая?то команда и немцы начали поднимать коло..у. 8)Сотников уже знал на что решился сосед который сразу(же) начал забирать из коло..ы в сторону (по)ближе к конвоиру. 9)Конвоир этот был сильный, пр..земистый немец как и все с автоматом на груди в тесном пропотевшем (под)мышками кителе из?под мокроватой с краев суко..ой пилотки выбивался совсем не арийский – чёрный почти смоля..ой чуб. 10)Немец торопливо докурил сигарету сплюнул сквозь зубы и по?видимому намереваясь подогнать какого?то пле..ого, (не)терпеливо ступил два шага к коло..е. 11)В то(же) мгновение лейтенант словно коршун бросился на него сзади и по самый черенок вонзил нож в его заг..релую шею.
12)Коротко крякнув немец осел (на)земь кто?то (по)одаль крикнул: «Полундра!» – и несколько человек будто их пружиной метнуло из коло..ы брос..лись в поле. 13)Медлить больше было нельзя и Сотников то(же) рванулся прочь забирая в?прав?.
14)Замешательство немцев длилось секунд пять не больше (тот)час(же) в нескольких местах ударили очереди – первые пули над его головой. 15)Но он бежал н? думая н? о чем. 16)Кажется (ни)когда в жизни он не мчался с такой беше..ой прытью и в (не)сколько широких прыжков в..бежал на бугор с чахлыми сосенками. 17)Пули уже густо и бе..порядочно прониз..вали сосновую чащу со всех сторон. 18)Его осыпало рыжей сухой хвоей но лес уже начинал редеть и под ногами захлюпала б?лотная жижа грязно?зеленого цвета19)А он всё мчал не разбирая пути как можно дальше от этого кромешного ада. 20) Мчал то и дело с радостным изумлением повторяя про себя что жив и что самое страшное уже позади.
(По повести В. Быкова "Сотников").
Дополнительные задания:
1. Определить стиль речи текста.
2. Дайте характеристику предложения 5, объясните постановку знаков препинания.
3. Укажите морфологическую характеристику слов: СЕБЯ (предложение 2), СРЕДИ (предложение 3), ПОКА (предложение 7), КОТОРЫЙ (предложение 8).
4. Выпишите слова с пропущенными орфограммами «Н и НН в суффиксах», объясните правописание, указав части речи и выделив суффиксы.
5. Укажите словообразования слов: БЕСПОРЯДОЧНО, ИЗУМЛЕНИЕМ, ПОБЛИЖЕ.
6. Из предложения 12 выпишите все частицы.
7. Укажите виды синтаксической связи в словосочетаниях: НА ЧТО РЕШИЛСЯ, БЛИЖЕ К КОНВОИРУ, В ГЛАЗАХ ЕГО, ЧУТЬ ПООДАЛЬ, УЖЕ ЗНАЛ, ВОЗВРАЩАЯСЬ К ЭТОМУ.
8. Среди предложений 10-17 найдите такие, в состав которых входят односоставные безличные.
9.В предложениях 16-19 указать тип речи.
10. Составьте схему предложения 8, дайте его характеристику
11. Из последнего абзаца текста выпишите номера предложений с деепричастными оборотами.
12.Подберите синонимы к слову пронизывали (предложение 17).
13.Объясните лексическое значение слова «полундра» (предложение 12).
14. Выпишите из текста фразеологизм.
15. В предложениях 7-11 укажите сравнение
1) Все последние дни Сотников был словно в прострации.
(В данном предложении пропущена точка после слова "прострации". Точка ставится в конце предложения для обозначения его завершения.)
2) Чувствовал он себя скверно, обессиленный без воды и пищи.
(В данном предложении пропущены буквы "е" и "л", а также запятая после слова "скверно". Буквы "е" и "л" добавляются для корректного написания слова "обессиленный". Запятая ставится после слова "скверно", для отделения обособленного дополнения.)
3) И он молча в полузабытьи сидел среди тесной толпы людей на колючей сухой траве без особых мыслей в голове, и, наверное, потому не сразу понял смысл лихорадочного шепота рядом: "Хоть одного, а прикончу".
(В данном предложении пропущены буквы "о", "и" и запятая перед словом "и". Буквы "о" и "и" добавляются для корректного написания слов "полузабытьи" и "лихорадочного". Запятая ставится перед словом "и" для разделения двух однородных членов предложения.)
4) Всё равно, что случится потом.
(В данном предложении пропущена запятая после слова "равно". Запятая ставится перед словом "что" для выделения обособленного члена предложения.)
5) Сотников осторожно повел в сторону взглядом тот самый его сосед лейтенант, незаметно для других доставал из-под грязных бинтов на ноге обыкновенный перочинный ножик, и в глазах его таилась такая решимость, что Сотников подумал, такого не удержишь.
(В данном предложении пропущены запятые после слов "лейтенант" и "решимость". Запятые ставятся перед словами "лейтенант" и "решимость" для выделения обособленных определений.)
6) Двое конвоиров сойдясь вместе прикуривали от зажигалки, один на коне, чуть поодаль бдительно осматривал колонну.
(В данном предложении пропущены буква "и" и запятая после слова "зажигалки". Буква "и" добавляется для корректного написания слова "колонну". Запятая ставится после слова "зажигалки", для разделения двух однородных членов предложения.)
7) Они ещё посидели на солнце, может, минут пятнадцать, пока с холма не послышалась какая-то команда, и немцы начали поднимать колонну.
(В данном предложении пропущены буквы "л" и "у", запятая перед словом "и" и запятая после слова "команда". Буквы "л" и "у" добавляются для корректного написания слов "послышалась" и "колонну". Запятая ставится перед словом "и" для выделения обособленного обособленного определения. Запятая ставится после слова "команда", для разделения двух однородных членов предложения.)
8) Сотников уже знал, на что решился сосед, который сразу же начал забирать из колонны в сторону поближе к конвоиру.
(В данном предложении пропущена запятая после слова "знал". Запятая ставится перед словом "на", для выделения причастного оборота.)
9) Конвоир этот был сильный, прожорливый немец, как и все, с автоматом за грудью, в тесном пропотевшем подмышками кителе, из-под мокроватой с краев суконной пилотки выбивался совсем не арийский – чёрный, почти смоляной чуб.
(В данном предложении пропущена запятая после слова "немец". Запятая ставится перед словом "как", для выделения обособленного обстоятельства.)
10) Немец торопливо докурил сигарету, сплюнул сквозь зубы и по видимому, намереваясь подогнать какого-то пленного, нетерпеливо ступил два шага к колонне.
(В данном предложении пропущены запятые после слов "сигарету" и "подогнать". Запятые ставятся после слов "сигарету" и "подогнать", для выделения обособленных обстоятельств.)
11) В то же мгновение лейтенант, словно коршун, бросился на него сзади и по самый черенок вонзил нож в его загрелую шею.
(В данном предложении запятая не требуется, так как в нем нет нужды выделять обособленные элементы.)
12) Коротко крякнув, немец осел на землю, кто-то поодаль крикнул: "Полундра!" – и несколько человек, будто их пружиной метнуло из колонны, бросились в поле.
(В данном предложении пропущены запятые после слов "крекнув", "крикнул" и "колонны". Запятые ставятся после слов "крекнув", "крикнул" и "колонны", для выделения обособленных обстоятельств и однородных членов предложения.)
13) Медлить больше было нельзя, и Сотников тоже рванулся прочь, забирая вправо.
(В данном предложении пропущена запятая после слова "нельзя". Запятая ставится перед словом "и", для выделения обособленного обстоятельства.)
14) Замешательство немцев длилось секунд пять, не больше. Тотчас же, в нескольких местах, ударили очереди – первые пули над его головой.
(В данном предложении пропущена запятая после слов "пять". Запятая ставится после слова "пять", для выделения обособленного обстоятельства.)
15) Но он бежал, н