план стилистического анализа текста
1. сфера использования текста.
2. , выполняемая текстом.
3. отличительные стилевые черты текста (общая характеристика).
4. анализ языковых средств:
а) лексика и морфология;
б) синтаксис.
5. общие выводы.
16. проведите письменный стилистический анализ текста (план анализа смотрите в приложении).
несомненно, право иметь такой прекрасный морской музей «под парами» не должно быть милостыней ветеранам от заевшихся городских чиновников. оно завоевано их кровью и жизнями их погибших товарищей. ветераны полярных конвоев сейчас в преклонном возрасте, но они не устали трудиться для своей родины и мечтать. сегодня они мечтают, что в 55-м юбилейном году победы над фашизмом вместе с ветеранами полярных конвоев из , франции и америки они на борту могучего и «красина» совершат мемориальный поход по боевому пути полярных конвоев. и дай-то бог осуществиться их мечте! а готовить корабль-музей к этому славному походу надо начинать уже сегодня.
17. проведите письменный стилистический анализ текста (план анализа смотрите в приложении).
с 1 января 1999 г. в соответствии с указом президента российской федерации от 8 мая 1998 г. № 685 «об основных направлениях налоговой реформы в российской федерации и мерах по укреплению налоговой и пла-тежной дисциплины» все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг).
порядок составления счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утвержден постановлением правитель-ства российской федерации от 29 июля 1998 г № 914.
18. проведите письменный стилистический анализ текста (план анализа смотрите в приложении).
гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разря-дах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. эти разряды - молнии - осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
19. проведите письменный стилистический анализ текста (план анализа смотрите в приложении).
- ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняй-тесь. я заплачу.
- мерси, - говорит.
и вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет. (…)
съела она с кремом, цоп другое. я аж крякнул. и молчу. взяла меня этакая буржуйская стыдливость. дескать, кавалер, а не при деньгах.
я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напра-шивается.
я говорю:
- не пора ли нам в театр сесть? звонили, может быть.
а она говорит:
- нет.
и берет третье.
я говорю:
- натощак - не много ли? может вытошнить.
а она:
- нет, - говорит. - мы привыкшие.
и берет четвертое.
тут ударила мне кровь в голову.
- ложи, - говорю, - взад!
а она испужалась. открыла рот, а во рте зуб блестит. а мне будто по-пала вожжа под хвост. все равно, думаю, теперь с ней не гулять.
- ложи, - говорю, - к чертовой матери!
м.м. зощенко «аристократка»
1. Сфера использования текста:
- Определите, в какой контексте (месте, ситуации) может использоваться данный текст. Например, данный текст может быть использован в письменной форме как пример анализа стиля в рамках учебного процесса или для информирования о планируемом мероприятии.
2. Цель, выполняемая текстом:
- Определите, какую информацию или цель преследует текст. Например, данный текст может информировать о необходимости начать подготовку к мемориальному походу вместе с ветеранами полярных конвоев.
3. Отличительные стилевые черты текста (общая характеристика):
- Проанализируйте текст на наличие определенных стилистических черт. Например, данный текст имеет информационно-публицистический характер, в нем присутствуют призывы и фразы, вызывающие эмоции и впечатление на читателя.
4. Анализ языковых средств:
а) Лексика и морфология:
- Выделите особенности использования лексики (слов) и морфологии (способов словоизменения) в тексте. Например, в данном тексте присутствует употребление сложных и громких слов, таких как "ветераны от заевшихся городских чиновников", что помогает создать эмоциональную окраску и вызвать сочувствие.
б) Синтаксис:
- Изучите структуру предложений, использование грамматических конструкций и порядка слов в тексте. Например, в данном тексте присутствуют повторения, перечисления и сложные предложения, которые усиливают эмоциональную составляющую текста и делают его более насыщенным.
5. Общие выводы:
- Сделайте обобщение и анализ основных характеристик стиля текста. Например, данный текст обладает информационно-эмоциональным стилем, использует выразительную лексику и синтаксические средства для создания эффекта и вызова интереса.
Теперь, применяя данный план анализа, проведем стилистический анализ текста:
Тема: Подготовка морского музея к мемориальному походу с ветеранами полярных конвоев.
1. Сфера использования текста: Данный текст может использоваться в учебном процессе для анализа стиля или как информационное сообщение о планируемом мероприятии.
2. Цель, выполняемая текстом: Текст информирует о необходимости начать подготовку морского музея к мемориальному походу с ветеранами полярных конвоев.
3. Отличительные стилевые черты текста:
- Информационная направленность: текст содержит информацию о планируемом мероприятии и несомненное право у ветеранов;
- Эмоциональные выражения: фразы "не должно быть милостыней", "они не устали трудиться для своей родины и мечтать", "да и дай-то бог осуществиться их мечте" вызывают эмоции и создают сочувствие к ветеранам полярных конвоев.
4. Анализ языковых средств:
а) Лексика и морфология: в тексте употребляются сложные и громкие слова, например, "полярные конвои", "мемориальный поход", "осуществить мечту". Использование такой лексики помогает создать эмоциональную окраску и вызвать сочувствие у читателя.
б) Синтаксис: текст содержит повторения и перечисления, что придает ему эмоциональный оттенок и делает его более насыщенным. Например, фраза "готовить корабль-музей к этому славному походу надо начинать уже сегодня" использует повторение слова "начинать" и создает акцент на важности и срочности начала подготовки.
5. Общие выводы: Данный текст обладает информационно-эмоциональным стилем. Он содержит информацию о мероприятии и призывает читателя проявить сочувствие и поддержку ветеранам полярных конвоев.
Таким образом, проведя стилистический анализ данного текста согласно предложенному плану, мы определили его стилевые характеристики и основные особенности. Этот анализ помогает более осознанно и детально изучить стиль текста и его воздействие на читателя.