План письменного анализа текста: 1. Определите тему текста. Укажите коммуникативную задачу текста. Сформулируйте основную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите микротемы и составьте план текста.
4. Установите функционально-смысловой тип текста. ответ обоснуйте.
5. Определите стиль текста, назовите стилевые черты, которые характерны для данного текста. ответ обоснуйте.
6. Определите подстиль текста (собственно научный, научно-учебный, научно-популярный). ответ обоснуйте.
7. Произведите анализ лексики. Выпишите примеры общеупотребительных слов, общенаучной лексики, специальных слов (терминов).
8. Опишите морфологические и синтаксические особенности текста.
Текст №1
Криминалистическое почерковедение – это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач, возникающих при расследовании преступлений.
Признаки почерка, как особенности письменно-двигательного навыка, характеризуются устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью.
Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.
Вариационность почерка – это результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными.
Объективные – это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышленными и неумышленными.
Умышленные проявляются при имитации чужого или маскировке собственного почерка. Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом – бегло, неразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например в результате опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.
Вариационность почерка не препятствует идентификации исполнителя текста, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.
Индивидуальность почерка – это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков конкретным человеком. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после школы, он зависит от объема и характера почерковой практики.