ПИШИТЕ КТО ЗНАЕТ КТО НЕ ЗНАЕТ НЕ ПИШИТЕ! Задание 1. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с которых были образованы новые слова, и назовите словообразования:
1. Лес-> … ->пролеска.
2. Малый-> … ->малодоступность.
3. Пыль-> … ->пылесосящий.

Задание 2. Постройте словообразовательные цепочки, которые приведут к словам «невесело», «развеселиться» и «повеселиться».

Задание 3. Восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все словообразования в данной цепочке:
1) тайна-> … -> … ->затаиться;
2) скорый-> … ->скоростной;
3) город-> … ->пригородный.

Задание 4. Восстановите правильный порядок слов в словообразовательной цепочке:
1) приют, ютиться, приютить;
2) кулинар, кулинария, кулинарный;
3) белый, побелка, белеть.

Задание 5. В какой словообразовательной цепочке встречаются лишние слова?
1) смех, смешить, смешенный;
2) барсучий, барсовый, барсук;
3) бассейн, басенный, басня.

Задание 6. Создайте словообразовательную цепочку, зная лишь непроизводное слово и образования последующих звеньев:
1) граница - (приставочный) - (суффиксальный);
2) ржавый - (суффиксальный) - (суффиксальный);
3) гнутый - (суффиксальный) - (приставочный) - (постфиксальный).

Задание 7. Вам даётся непроизводное слово, а потом морфемы, которые использовались при создании производных слов. Восстановите цепочку:
1) румяный - ...ить - ...ся - за;
2) пустой - ...еть - о... - ...ение;
3) кривой - ...ить - ис... - ...ённ.

Задание 8. Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.
а) Ржавый --> ржаветь --> ? --> проржавелый;
решето --> ? --> изрешетить --> изрешечивать;
обрести --> приобрести --> приобретать --> ?;
? --> общество --> общественный --> общественник;
коллекция --> коллекционировать --> коллекционирование --> ?;
б) держать --> ? --> сдержанный --> ?;
единый --> соединить --> ? --> воссоединять --> ?;
? --> симпатичный --> ? --> несимпатично;
сказать --> ? --> ? --> рассказчица;
считать --> ? --> расчет --> ? --> расчетливо;
рад --> радость --> ? --> ? --> безрадостность;
в) корить --> ? --> укор --> укоризна --> ? --> ? --> безукоризненно --> небезукоризненно;
г) резать --> ? --> резчица;
частый --> ? --> ? --> учащение;
меньший --> ? --> ? --> преуменьшение;
плесень --> ? --> ? --> ? --> заплесневелость;
чары --> ? --> ? --> ? --> очаровательно.
Задание 10. Восстановите правильный порядок слов в словообразовательной цепочке.
Например: плавать, пловчиха, плыть, пловец.

таксист, такси, таксистский;
изобилие, изобильный, обильный;
подтянуть, подтягивание, тянуть, подтягивать;
приобретатель, приобрести, приобретать, обрести;
таинственность, тайна, таинство, таить, таинственный;
охота, по-охотничьи, охотник, охотиться, охотничий;
наращивающийся, растить, наращивать, нарастить, расти, наращиваться.
Задание 11. Перед вами 4 «испорченные» словообразовательные цепочки. Исходное слово для каждой цепочки – боль. Восстановите в них нужную последовательность.
1. Болезнь, больница, болеть, больной, безболезненный.
2. Болеть, болезненный, болезненно, болезнь.
3. Обезболивание, обезболить, обезболивать, больно.
4. Заболеть, заболевание, болеть, заболевать.
Для всех ли производных нашлось место? Попробуйте для этих «лишних» слов тоже составить цепочку.
Задание 12. Перед вами – «рассыпанные» предложения одного абзаца. Установите их нужную последовательность, и у вас получится отрывок из повести-сказки «Волшебная книга», которую написали М.Фадеева и А.Смирнов.
1. Слева, недалеко от него, с пологого склона, шумя по крупной гальке, впадала в море небольшая речонка.
2. Кора на них была шершавая, очень похожая на войлок, а на самом верху чуть трепетали от ветра большие листья, похожие на широкие веера.
3. С моря раздался тонкий, пронзительный крик.
4. Петрушка вышел из лодки и обмотал цепь вокруг острого камня.
5. Прямо перед ним, только чуть выше по берегу, стояли три высокие пальмы.
6. Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к большим камням, покрытым позеленевшими скользкими водорослями.
7. «Вот какая высокая пальма, – успел подумать мальчик, – нужно подойти поближе», – но сделать это он не успел.
8. Куда же это он попал?
9. «Все, теперь не унесет», – облегченно вздохнул он и огляделся вокруг.
Составьте словообразовательную цепочку с исходным глаголом трепетать.
Найдите место в цепочке, которое должен занимать глагол выбросить среди данных однокоренных слов: выбрасыватель, бросить, выбрасывать.

DuginBorodaIzVaty DuginBorodaIzVaty    1   17.11.2020 07:44    174

Другие вопросы по теме Русский язык