Перепишите в тетрадь предложения, распространив их самостоятельно таким образом, чтобы получились сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. графически обозначьте грамматические основы. составьте схемы к каждому предложению (вопросы и тип придаточного указывать в обязательном порядке).1. я боюсь, что я на экзамен, который… 2. я думаю, что в следующей серии герой девушку, в которую… 3. мы были на летних каникулах, когда мать, оставшаяся на все лето в городе, прислала нам известие, чтобы…. 4. он догадывался, что фильм, который… 5. день, который они провели в городе, где… 6. он достиг последнего лестничного марша и увидел что…
Придаточная изъяснительная. Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли.
Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.
[ … ], (что …).
Придаточная определительная. Связь с главным предложением осуществляется с союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как.
Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.
[ ... ], (чей …).
Придаточная присоединительная. Связь с главным предложением осуществляется при союзных слов отчего, почему, зачем, всех падежных форм слова что.
Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.
[ … ], (зачем …).
Придаточная обстоятельственная. Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).
Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.
[ ... ], (когда …), а ( … ).
Обстоятельственные значения:
места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда);
Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.
[ ... ], (откуда …).