Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прчитайте текст и
поделитесь своими впечатлениями.
Исходный текст
1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову —
туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе
венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась
серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по
часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по
берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело
останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи,
отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…
5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке
зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было
боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова.
7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и
алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.
9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом.
10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим
берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать
черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или
вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и
колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче
сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы
холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье —
пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают
к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на
который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с
высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге,
полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за
собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.
19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой,
растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…
21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не смешное, а потешное, вот и хохочет.
22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого
стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки.
23)И не так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В
защиту природы…»
24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю
полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
25)— Что же ты смеешься, мальчик?!
26)— Хво… хво… хвостик!
27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно,
жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не
прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и
засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете,
догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
Б)Варианты ответов(«Интересный текст…», «заставляет задуматься о серьезных во жалко
зверушку..» )
Анализ текста
1.Сформулируйте проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Какие средства выразительности определить позицию автора?
4.Что думаете вы по сформулированной проблеме?
5.Напишите сочинение – миниатюру, о том ,какую же затесь оставил в вашем сердце маленький
рассказ большого писателя.
Позиция Астафьева в рассказе явно противоречит такому отношению к природе. Он показывает, что люди, приезжающие на отдых на Овсянский остров, не только не берегут его, но и активно разрушают его красоту. Автор высмеивает подход людей, которые приезжают отдыхать, но вместо этого загрязняют окружающую среду своим мусором, не прибирают за собой и не думают о последствиях своих действий. Астафьев выражает свое негодование по поводу такого поведения людей, подчеркивая, что они несравнимы с животными, которые не оставляют такого хаоса после себя.
Автор использует различные средства выразительности для передачи своей позиции. Он описывает природу острова с помощью ярких и образных фраз, чтобы показать ее красоту и умеренность. Астафьев также использует сравнения и метафоры, чтобы выразить свое негодование и размышления о том, как люди могут быть так безответственными в отношении окружающей среды.
Я, как читатель, разделяю позицию автора и согласен с ним в отношении проблемы экологического загрязнения. Рассказ заставил задуматься о том, как важно беречь и уважать природу, чтобы сохранять ее красоту и чистоту для будущих поколений. Я считаю, что каждый человек должен быть ответственным и заботиться о окружающей среде, прибирать за собой и соблюдать правила экологической безопасности.
Миниатюра, которую я бы написал, описывала бы прекрасный летний день на Овсянском острове, когда люди заботятся о его чистоте и красоте. В ней я бы подчеркнул важность сохранения природы и ответственное отношение к окружающей среде. Я бы описал, как люди активно участвуют в природоохранительных акциях, высаживают деревья и цветы, убирают мусор и соблюдают правила экологической безопасности. Такая миниатюра была бы наполнена оптимизмом и надеждой на то, что люди могут изменить свое отношение к природе и сделать мир лучше.