P11
1. внимательно прочитайте тексты и выпишите из них сло-
восочетания с наречиями.
- x
образец записи: слишком быстро бежать:
1) бежать (ка к? ) быстро — наречие образа действия;
2) быстро (в какой мере? ) слишком — наречие меры
и степени.
1) осень. высоко над головой исподволь начинает жел-
теть, краснеть, буреть лист на деревьях. как только
листьям станет не хватать солнышка, они начинают быст-
ро терять свой зеленый цвет. даже в безветренный, со-
всем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый
берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко пока-
чиваясь в воздухе, бесшумно скользнет по
перелётные птицы собираются в стаи и незаметно от-
бывают в дальний (в. бианки)
2) сейчас, когда пишется эта , я живу в малень-
кой белой комнате. я сижу на подоконнике, а окно распо-
ложено низко, и прямо в него лезет пухлый сугроб.
за сугробом сгрудились тонкие сосны. если высунуть го-
лову в форточку, можно увидеть край хребта. чёрные ска-
лы и белый снег. я никак не могу привыкнуть к прозрач-
ности здешнего воздуха: кажется, что до скал и снега
можно дотянуться рукой прямо с табуретки.
сегодня гор не видно, потому что идёт снег. он идёт
крупными мокрыми хлопьями, величиной с чайное блюд-
це. ветки сосен постоянно стряхивают снег, и оттого ка-
жется, что сосны живые. (по о. куваеву)
д
*
2. составьте схемы любого сложного предложения и любого
простого предложения с однородными членами, встре-
тившихся вам в текстах.
tt
1) быстро терять
- быстро (в какой мере?) - наречие меры и степени
2) Стало быть
- стало (в какой мере?) - наречие меры и степени
3) до скал и снега
- до (в какой мере?) - наречие меры и степени
4) величиной с чайное блюдце
- величиной (в какой мере?) - наречие меры и степени
В тексте 2 извлекаем следующие словосочетания с наречиями:
1) прямо в него
- прямо (в какой мере?) - наречие меры и степени
2) кажется, что до скал и снега
- кажется, что (в какой мере?) - наречие меры и степени
3) крупными мокрыми хлопьями
- крупными (в какой мере?) - наречие меры и степени
В тексте 1 предложение можно разбить на две части:
1) осень. высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.
2) как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают быстро терять свой зеленый цвет.
Составим схему предложения 1:
- Состоит из одного простого предложения, так как оно содержит один главный и один второстепенный члены.
- Главные члены предложения: высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.
- Подлежащее: лист
- Сказуемое: начинает желтеть, краснеть, буреть
- Второстепенный член предложения: высоко над головой (обстоятельство места)
Составим схему предложения 2:
- Состоит из одного простого предложения, так как оно содержит один главный и один второстепенный члены.
- Главные члены предложения: как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают быстро терять свой зеленый цвет.
- Подлежащее: листьям
- Сказуемое: начинают терять
- Второстепенные члены предложения: как только, быстро (обстоятельства времени и меры и степени)