ответить на !
в своих мемуарах пирогов вспоминал, что в детстве, насмотревшись на врачей, лечивших его брата, он любил играть в доктора. семья была огромная: николай – тринадцатый ребёнок, «юнейший в доме отца», как писал он, и недостатка в «пациентах» у него не было. и потом всю жизнь у него не было недостатка в пациентах. до наших дней остался он врачом № 1, и не только потому, что обладал он великим талантом врачевателя и обогатил медицину смелыми решениями хирурга, но и потому ещё, что звание первого врача присвоено ему было за душевную чистоту, человеческую отвагу, смелость в бою и споре, за правду во всём – и в науке и в жизни.
в жизни и трудах пирогова трудно отыскать неожиданные взлёты. искусство и знания хирурга не приходят с минутным озарением. он набирал высоту медленно и неуклонно. позднее он так оценивал своих наставников в этот период созревания в нём специалиста и человека: «для учителя такой прикладной науки, как медицина… необходима, кроме научных знаний и опытности, ещё добросовестность, приобретаемая только искусством самосознания, самообладания и знания человеческой натуры».
пирогов стремится во всех деяниях к ясности и абсолютной честности. он сам разбирает собственные ошибки на лекциях. он многократно проверяет теорию в больнице. он едет на кавказ и там в полевых лазаретах впервые в мире сто раз применяет наркоз при операциях. не человек идёт к медицине у пирогова, а медицина к человеку.
началась крымская война. конечно, вы знаете, как работал в эти годы великий хирург, который настоятельно требовал в своём чтобы ему дозволено было «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле»… об этом написано много, даже в кинофильме об обороне севастополя целые эпизоды отданы пирогову. из 5400 ампутаций в осаждённом городе им лично и при его участии было сделано 5 тысяч. пирогов в севастополе, в самом пекле. здесь особенно остро поражают его чиновничье равнодушие и бюрократизм. «я должен был, – вспоминает он, – неустанно жаловаться, требовать и писать». петербургский профессор становится здесь военным организатором. «врач… должен прежде всего действовать административно, а потом врачебно», – отмечает пирогов, понимая, что даже самые блестящие хирурга навряд ли принесут кому-нибудь пользу, если будет хромать организация медицинской .
тут задумывается он впервые над проблемами образования и воспитания, которым в будущем посвятит он так много сил и трудов. «никогда не нуждалась истинная специальность так сильно в предварительном общечеловеческом образовании, как именно в наш век», – утверждает пирогов. «все должны сначала научиться быть людьми» – эти слова становятся его девизом.
но мысли николая ивановича о воспитании и просвещении, м дзне думается, не устарели и поныне, когда наша школа – и средняя и высшая – занята серьёзными проблемами своего совершенствования и переустройства. здесь пирогов для нас советчик нужный, , я бы сказал, современный.
ответить на вопросы, !