Основная и дополнительная информация может быть рассмотрена и на уровне предложения.
Алгоритм анализа:
• Разделить текст на смысловые части на основе ключевых слов,
Сформулировать КЗ каждой смысловой части;
Определить основную и дополнительную информацию смысловой части
Охарактеризовать дополнительную информацию смысловой части по содержанию;
Рассмотреть роль каждой смысловой части в всего текста,
• Выявить возможности компрессии текста на уровне предложения и всего текста.
Задание N 1. Определите в микротекстах основную и дополнительную информацию.
Текст 1. Гетеротрофами называются организмы, использующие для питания готовые
сложные органические соединения. Эти соединения дают гетеротрофам энергию,
необходимую для их жизнедеятельности, а также служат источником специфических атомов
и молекул, идущих на поддержание и возобновление клеточной структуры и
новообразование протоплазмы в процессе роста. Текст 2. Поступающие в клетку
органические вещества служат для нее источником, во-первых, небольших «Строительных
блоков» используемых для биосинтеза новых клеточных компонентов или замены
компонентов, отслуживших свой срок, и, во-вторых, источником химической энергии. Когда в
клетке происходит расщепление питательных веществ, обычно высвобождается энергия.
значительную ее часть клетка использует на поддержание своих жизненных процессов.
Энергия поступает в различные участки клетки и переходит из одной формы в другую.
Текст 3. Животные в отличие от растений имеют две различные, но взаимосвязанные
системы координации - нервную и эндокринную. Нервная система действует очень быстро,
ее эффекты четко локализованы, а в основе ее деятельности лежит электрическая и
химическая передача. Эндокринная система действует более медленно, ее эффекты носят
108 диффузный характер, ав основе ее действия лежит химическая передача сигнала через
систему кровообращения.
Текст 4. Кровь у млекопитающих состоит из клеток, взвешенных в жидкой среде,
называемой плазмой. Клетки составляют около 45%, а глазма – 55% общего объема крови.
1. Сначала мы разделим текст на смысловые части на основе ключевых слов. В данном случае, ключевые слова включают "гетеротрофами", "питание", "клеточная структура", "биосинтез", "химическая энергия", "нервная система", "эндокринная система", и "кровь".
Текст 1: Гетеротрофами называются организмы, использующие для питания готовые сложные органические соединения. Эти соединения дают гетеротрофам энергию, необходимую для их жизнедеятельности, а также служат источником специфических атомов и молекул, идущих на поддержание и возобновление клеточной структуры и новообразование протоплазмы в процессе роста.
Текст 2: Поступающие в клетку органические вещества служат для нее источником, во-первых, небольших "Строительных блоков" используемых для биосинтеза новых клеточных компонентов или замены компонентов, отслуживших свой срок, и, во-вторых, источником химической энергии. Когда в клетке происходит расщепление питательных веществ, обычно высвобождается энергия. Значительную ее часть клетка использует на поддержание своих жизненных процессов. Энергия поступает в различные участки клетки и переходит из одной формы в другую.
Текст 3: Животные в отличие от растений имеют две различные, но взаимосвязанные системы координации - нервную и эндокринную. Нервная система действует очень быстро, ее эффекты четко локализованы, а в основе ее деятельности лежит электрическая и химическая передача. Эндокринная система действует более медленно, ее эффекты носят диффузный характер, а основе ее действия лежит химическая передача сигнала через систему кровообращения.
Текст 4: Кровь у млекопитающих состоит из клеток, взвешенных в жидкой среде, называемой плазмой. Клетки составляют около 45%, а плазма – 55% общего объема крови.
2. Затем мы формулируем краткие заключения (КЗ) для каждой смысловой части:
КЗ текста 1: Гетеротрофы - организмы, получающие энергию и строящие клеточную структуру из готовых органических соединений.
КЗ текста 2: Клетки используют поступающие органические вещества как источник энергии и строительных блоков для роста и замены старых компонентов.
КЗ текста 3: Животные имеют нервную и эндокринную системы координации; нервная система быстро передает электрические и химические сигналы, а эндокринная система медленно передает химические сигналы через кровообращение.
КЗ текста 4: Кровь у млекопитающих состоит из клеток и плазмы.
3. Теперь определим основную и дополнительную информацию для каждого текста:
Основная информация текста 1: Гетеротрофы получают энергию и строят клеточную структуру из готовых органических соединений.
Дополнительная информация текста 1: Органические соединения также дают гетеротрофам специфические атомы и молекулы, необходимые для роста.
Основная информация текста 2: Клетки используют органические вещества для получения энергии и строительства новых компонентов.
Дополнительная информация текста 2: Расщепление питательных веществ в клетке освобождает энергию, которая поддерживает жизненные процессы клетки.
Основная информация текста 3: Животные имеют нервную и эндокринную системы координации.
Дополнительная информация текста 3: Нервная система передает электрические и химические сигналы быстро и локализованно, а эндокринная система передает химические сигналы медленно и через систему кровообращения.
Основная информация текста 4: Кровь млекопитающих состоит из клеток и плазмы.
Дополнительная информация текста 4: Клетки составляют около 45% крови, а плазма около 55%.
4. Теперь рассмотрим роль каждой смысловой части в тексте:
Роль текста 1: Описывает, как гетеротрофы получают энергию и строят клеточную структуру из органических соединений.
Роль текста 2: Объясняет, как клетки используют органические вещества для энергии и построения новых компонентов.
Роль текста 3: Рассказывает о различиях и взаимодействии нервной и эндокринной систем у животных.
Роль текста 4: Знакомит нас с составом крови, включая клетки и плазму.
5. Наконец, мы выявляем возможности сжатия текста на уровне предложений и всего текста. В данном случае, это может быть достигнуто путем упрощения описаний и объединения смысловых частей с похожей информацией.
Вывод:
Текст 1 объясняет, как гетеротрофы получают энергию и строят клеточную структуру из органических соединений. Текст 2 дополняет эту информацию, описывая, как клетки используют органические вещества для энергии и построения новых компонентов. Текст 3 рассказывает об уникальных системах координации у животных - нервной и эндокринной системах. Текст 4 предоставляет информацию о составе крови у млекопитающих.
Основная информация: Гетеротрофы получают энергию и строят клеточную структуру из органических соединений. Клетки используют органические вещества для энергии и построения новых компонентов. Животные имеют нервную и эндокринную системы координации. Кровь млекопитающих состоит из клеток и плазмы.
Дополнительная информация: Органические соединения также дают гетеротрофам специфические атомы и молекулы, необходимые для роста. Расщепление питательных веществ в клетке освобождает энергию, которая поддерживает жизненные процессы клетки. Нервная система передает электрические и химические сигналы быстро и локализованно, а эндокринная система передает химические сигналы медленно и через систему кровообращения. Клетки составляют около 45% крови, а плазма около 55%.
Таким образом, с помощью алгоритма мы изучили и проанализировали микротексты, определили основную и дополнительную информацию, рассмотрели роль каждой смысловой части в тексте и рассмотрели возможности сжатия текста на уровне предложений и всего текста.