Орфоэпические и лексические нормы русского литературного языка Задание 1 . Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т. к.
a) оно может падать на любой слог в разных словах;
b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;
c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;
d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.
Задание 2. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:
a) для различения значения слов;
b) для указания на разную грамматическую форму слова;
c) для указания на варианты слова.
Задание 3. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это…
a) нормы ударения и произношения;
b) нормы построения словосочетаний и предложений;
c) нормы употребления многозначных слов;
d) нормы образования грамматических форм.
Задание 4. Отметьте ряд, где ударение служит для разграничения слов:
a) творог – творог;
b) щавель – щавель;
c) мышление – мышление;
d) вязанка – вязанка.
.
Задание 5. Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка.
a) Вождь;
b) дождь;
c) одежда;
d) одежда.
.
Задание 6. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».
a) Бог;
b) стог;
c) враг;
d) грог.
Задание 7. Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
Задание 8. Какое из данных словосочетаний является фразеологизмом со значением:
обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете?
a) Втирать очки.
b) Протирать очки.
c) Надевать очки.
d) Снимать очки.
Задание 9. Какое из данных ниже словосочетаний не является фразеологизмом?
a) Вольная птица;
b) подстреленный кабан;
c) стреляная птица;
d) змея подколодная.
Задание 10. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять.
Иметь-играть (роль, значение).
Последний-конечный-финальный-окончательный (станция, вопрос, вариант, свисток арбитра).
Задание 11. Составьте словосочетание с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.
Зубной-зубчатый
Эффектный-эффективный
Деловой-деловитый
Одеть-надеть
Задание 12. Исправить лексические ошибки
1. Мы сходим на следующей остановке.
2. Содержание консервной банки следует выложить на сковороду.
3. Он такой скрытый человек.
Задание 13. Исправить ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний
1. Бежал, сломив голову.
2. Что у вас тут за Вавилонское творение?
3. Попал, как кур в щи.
4. Вот так мы и ушли несолоно нахлебавшись.
Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т. к.
a) оно может падать на любой слог в разных словах;
b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;
c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;
d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.
Ответ: c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги.
Обоснование: В русском языке ударение может падать на разные слоги в одном и том же слове в зависимости от его формы. Например, в слове "учитЕль" ударение падает на второй слог, а в его форме множественного числа "учитЕли" ударение падает на третий слог. Таким образом, ударение в русском языке называется разноместным.
Задание 2:
Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:
a) для различения значения слов;
b) для указания на разную грамматическую форму слова;
c) для указания на варианты слова.
Ответ: a) для различения значения слов.
Обоснование: Ударение в словах "атлАс" и "атлас" падает на разные слоги, что различает значение этих слов. В слове "атлАс" ударение падает на первый слог и оно обозначает книгу с картами, а в слове "атлас" ударение падает на второй слог и оно обозначает ткань.
Задание 3:
Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это…
a) нормы ударения и произношения;
b) нормы построения словосочетаний и предложений;
c) нормы употребления многозначных слов;
d) нормы образования грамматических форм.
Ответ: a) нормы ударения и произношения.
Обоснование: Орфоэпические нормы определяют правила ударения и произношения слов. Они указывают, на какой слог падает ударение и как произносятся звуки в словах.
Задание 4:
Отметьте ряд, где ударение служит для разграничения слов:
a) творОг – творОг;
b) щавЕль – щавЕль;
c) мышлЕние – мышлЕние;
d) вязАнка – вязАнка.
Ответ: d) вязАнка – вязАнка.
Обоснование: В данном ряде слово "вязАнка" отличается от других слов только ударением на последнем слоге, что помогает разграничить его значение от других слов.
Задание 5:
Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка.
a) Вождь;
b) дождь;
c) одежда;
d) одежда.
Ответ: a) Вождь.
Обоснование: В слове "вождь" на месте "жд" допускается звук "щ" по нормам русского языка, поэтому оно является правильным ответом.
Задание 6:
Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».
a) Бог;
b) стог;
c) враг;
d) грог.
Ответ: b) стог.
Обоснование: В слове "стог" на месте буквы "г" произносится звук "х", поэтому оно является правильным ответом.
Задание 7:
Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
Ответ: c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах.
Обоснование: Лексические нормы определяют правила употребления слова в точном соответствии со значением, зафиксированным в словарях, правила употребления терминов и иноязычных слов, а также правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения. Они не касаются правил произношения сочетаний согласных в разных словах.
Задание 8:
Какое из данных словосочетаний является фразеологизмом со значением:
обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете?
a) Втирать очки;
b) Протирать очки;
c) Надевать очки;
d) Снимать очки.
Ответ: a) Втирать очки.
Обоснование: Фразеологизмом, который соответствует данному значению, является "втирать очки". Он выражает ситуацию обмана, когда кто-то пытается представить что-то искаженным образом в свою пользу.
Задание 9:
Какое из данных ниже словосочетаний не является фразеологизмом?
a) Вольная птица;
b) подстреленный кабан;
c) стреляная птица;
d) змея подколодная.
Ответ: a) Вольная птица.
Обоснование: Вольная птица - это широкоупотребительное фразеологическое выражение, но оно не является фразеологизмом. Фразеологизмами являются "подстреленный кабан", "стеляная птица" и "змея подколодная", которые имеют устойчивые значения.
Задание 10:
Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять.
Иметь-играть (роль, значение).
Последний-конечный-финальный-окончательный (станция, вопрос, вариант, свисток арбитра).
Ответ:
- Иметь роль
- Играть роль
- Иметь значение
- Играть значение
- Последняя станция
- Последний вопрос
- Последний вариант
- Последний свисток арбитра
- Конечная станция
- Конечный вопрос
- Конечный вариант
- Конечный свисток арбитра
- Финальная станция
- Финальный вопрос
- Финальный вариант
- Финальный свисток арбитра
- Окончательная станция
- Окончательный вопрос
- Окончательный вариант
- Окончательный свисток арбитра
Задание 11:
Составьте словосочетание с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.
Зубной-зубчатый
Эффектный-эффективный
Деловой-деловитый
Одеть-надеть
Ответ:
- Зубной кабель
- Зубчатое колесо
- Эффектное выступление
- Эффективное решение
- Деловой документ
- Деловитый человек
- Одеть