Опросы и практические задания 1. Как Вы думаете, почему люди пришли от понимания связей между предметами и явлениями окружающей действительности к описанию этих связей в соответствии с принципом системности именно в XIX веке?
2. Какие примеры системного описания из других наук Вы можете привести?
3. Почему говорят, что язык – это «система систем»?
А. Изобразите систему языка в виде схемы. Постарайтесь показать на этой схеме все типы отношений между единицами языка.
Б. Решите задачу.
Даны предложения
· Слон удивляет всех большими ушами.
· Он вел машину пыльной дорогой.
· Я знал ее маленьким мальчиком.
· Он читал книгу теплым вечером.
· Ракета пронзила облака черной молнией.
· Он вскопал грядку острой лопатой
· Я знал его маленьким мальчиком.
· Я считал его круглым дураком.
· Он покинул Курск вечерним поездом.
В этих предложениях творительный падеж последнего существительного имеет разные значения. Чтобы выяснить эту разницу, достаточно переделать (трансформировать) данные предложения так, чтобы смысл их сохранился, но вместо оборота с творительным падежом в них содержалась какая-либо другая грамматическая конструкция (разрешается трансформировать все предложение, а не только оборот с творительным падежом).
При таких трансформаций попытайтесь отличить друг от друга как можно больше (все?) из этих предложений.
Придумайте свои предложения для подобного задания.
В. Решите задачу.
Даны слова тоже и также. Найдите: а) такое предложение со словом тоже, где вместо тоже нельзя употребить также (предложение станет неправильным); б) такое предложение, где вместо также нельзя употребить тоже; в) такое предложение, где эти слова взаимозаменяемы.