Определите вид связи в следующих предложениях, выделите грамматические основы.
а) сочинение + подчинение;
б) сочинение + бессоюзная связь;
в) подчинение + бессоюзная связь;
г) сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
1)Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.
2)Ефрем никак не мог понять, где он находился, а лесная громада, куда исчезала дорога, не обещала ему близкого жилья.
3)На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно.
4)Сосны, которые громоздились на отвесной горе одна над другой и склонялись к крыше гостиного корпуса, глядели во двор, как в глубокую яму, и удивленно прислушивались; в их темной чаще, не умолкая, кричали кукушки и соловьи.
5)Небо становилось хмурым и мутным, когда не разберешь, чисто оно или покрыто сплошь облаками, и только по ясной, глянцевитой полосе на востоке и по кое-где уцелевшим звездам поймешь, в чем дело.
6)Но вот пахнуло сыростью; почтальон глубже ушел в воротник, и студент почувствовал, как неприятный холод пробежал сначала около ног, потом по тюкам, по рукам, по лицу.
Грамматические основы:
- Вечер наступал (грамматическая основа: наступал);
- уже садилось солнце (грамматическая основа: садилось);
- а духота не уменьшалась (грамматическая основа: уменьшалась).
Обоснование:
В данном предложении есть сочинительный союз "а", который связывает два смысловых члена - "уже садилось солнце" и "духота не уменьшалась". Основы предложения выполняют функцию подчинительного союза, так как управляют зависимыми членами предложения ("уже садилось", "не уменьшалась"). Таким образом, в данном предложении присутствует сочинение (связывается два смысловых члена при помощи союза) и подчинение (управление главным членом при помощи зависимого), что является характерным для данного типа связи.
2) В данном предложении вид связи - сочинение + бессоюзная связь.
Грамматические основы:
- Ефрем никак не мог понять (грамматическая основа: мог понять);
- где он находился (грамматическая основа: находился);
- а лесная громада, куда исчезала дорога, не обещала ему близкого жилья (грамматическая основа: не обещала).
Обоснование:
В данном предложении есть сочинительный союз "а", который связывает два смысловых члена - "где он находился" и "лесная громада не обещала ему близкого жилья". Здесь отсутствует подчинение, так как главный член предложения (Ефрем никак не мог понять) не управляет зависимыми членами. При этом присутствует бессоюзная связь, так как между подчиненными членами отсутствует союзная связь.
3) В данном предложении вид связи - подчинение + бессоюзная связь.
Грамматические основы:
- На станции уж кое-где зажглись огни (грамматическая основа: зажглись);
- замелькал один мутный зеленый огонек (грамматическая основа: замелькал);
- но поезда еще не было видно (грамматическая основа: не было видно).
Обоснование:
В данном предложении есть бессоюзная связь, так как между главным членом (На станции уж кое-где зажглись огни) и зависимыми членами (замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно) отсутствует союзная связь. При этом присутствует подчинение, так как главный член предложения управляет зависимыми членами.
4) В данном предложении вид связи - сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
Грамматические основы:
- Сосны, которые громоздились на отвесной горе одна над другой и склонялись к крыше гостиного корпуса (грамматическая основа: громоздились);
- глядели во двор, как в глубокую яму, и удивленно прислушивались (грамматическая основа: глядели, прислушивались);
- в их темной чаще, не умолкая, кричали кукушки и соловьи (грамматическая основа: кричали).
Обоснование:
В данном предложении есть сочинительный союз "и", который связывает два смысловых члена - "глядели во двор, как в глубокую яму" и "удивленно прислушивались". Здесь также присутствует подчинение, так как грамматические основы "которые громоздились на отвесной горе одна над другой и склонялись к крыше гостиного корпуса" управляют зависимым членом "сосны". При этом между подчиненными членами отсутствует союзная связь.
5) В данном предложении вид связи - сочинение + бессоюзная связь.
Грамматические основы:
- Небо становилось хмурым и мутным (грамматическая основа: становилось);
- когда не разберешь, чисто оно или покрыто сплошь облаками (грамматическая основа: разберешь);
- и только по ясной, глянцевитой полосе на востоке и по кое-где уцелевшим звездам поймешь (грамматическая основа: поймешь).
Обоснование:
В данном предложении есть сочинительный союз "и", который связывает два смысловых члена - "когда не разберешь, чисто оно или покрыто сплошь облаками" и "и только по ясной, глянцевитой полосе на востоке и по кое-где уцелевшим звездам поймешь". Здесь отсутствует подчинение, так как главный член предложения (Небо становилось хмурым и мутным) не управляет зависимыми членами. При этом присутствует бессоюзная связь, так как между подчиненными членами отсутствует союзная связь.
6) В данном предложении вид связи - подчинение + бессоюзная связь.
Грамматические основы:
- Но вот пахнуло сыростью (грамматическая основа: пахнуло);
- почтальон глубже ушел в воротник (грамматическая основа: ушел);
- студент почувствовал, как неприятный холод пробежал (грамматическая основа: почувствовал, пробежал).
Обоснование:
В данном предложении есть бессоюзная связь, так как между главным членом (пахнуло сыростью) и зависимыми членами (почтальон глубже ушел в воротник, студент почувствовал) отсутствует союзная связь. При этом присутствует подчинение, так как главный член предложения управляет зависимыми членами.