Определите стилистические приемы, построенные на использовании антонимов (антитеза, оксюморон, каламбур). 1. кто не успел, тот опоздал (к.прутков). 2. время собирать камни и время разбрасывать камни (екклесиаст). 3. жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (дм.лихачев). 4. в ту ночь мы сошли друг от друга с ума, светила нам только зловещая тьма (а.ахматова). 5. почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей? (« газета»). 6. пусть равномерны промежутки, что разделяют наши сутки, но, положив их на весы, находим долгие минутки и краткие часы (с. маршак). 7. сам толст, его артисты тощи (а.грибоедов). 8. наступил матриархат: сильный слабый пол стал командовать слабым сильным полом (« газета»). 9. мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желанней сердцу нет (а.твардовский). 10. поэт бывал и нищим, и царем. морским бродягой на море. унылым клерком он скрипел пером, уныло горбясь за полночь в конторе (евг.винокур). 11. самые темные дни в году светлыми стать должны (б.ахмадулина). 12. дантес иль пушкин? кто там первый? кто выиграл и встал с земли? кого дорогой этой белой на черных санках повезли? (б.ахмадулина). 1. хорошо, когда хулят и хвалят, превозносят или наземь валят, хорошо стыдиться и гордиться и на что-нибудь годиться (б.слуцкий). 14. люблю тебя и в сложных временах, и в будущем, и в настоящем (в.высоцкий не вернуть. верните хотя бы веру в будущее! (б. крутиер). 16. оптимист задает вопросы, пессимисту приходится на них отвечать (б. крутиер). 17. мудрость - это когда уже не считаешь себя умнее всех, а стараешься быть не глупее других (б. крутиер). 18. наши писаные законы тем и хороши, что позволяют жить по неписаным (б. крутиер)
2. Второе высказывание "время собирать камни и время разбрасывать камни" также использует антитез, противопоставляя два действия: "собирать" и "разбрасывать". Через этот прием автор передает идею о том, что есть время для разных действий в жизни, и каждое из них имеет свое значение и последствия.
3. Третье высказывание "жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые" содержит оксюморон, который объединяет в себе противоположные понятия. Здесь противопоставлены "продолжительная жизнь" и "исправить старые заблуждения", а также "короткая жизнь" и "впасть в новые заблуждения". Этот прием показывает, что жизнь может быть и продолжительной, и короткой, и что в ней есть возможность исправления ошибок, но и риск новых ошибок.
4. В четвертом высказывании "в ту ночь мы сошли друг от друга с ума, светила нам только зловещая тьма" используется антитез, противопоставляющий два понятия: "сойти с ума" и "зловещая тьма". Через этот прием автор передает идею о том, что в ночь, описываемую в стихотворении, произошло нечто необычное, что заставило героев потерять рассудок.
5. Пятый пример "почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?" также содержит антитез, противопоставляющий два понятия: "неограниченные возможности" и "ограниченные люди". Через этот прием автор риторическим вопросом подчеркивает несоответствие между возможностями некоторых людей и их ограниченностью.
6. Шестой пример "пусть равномерны промежутки, что разделяют наши сутки, но, положив их на весы, находим долгие минутки и краткие часы" содержит оксюморон, объединяющий в себе противоположные идеи. Автор противопоставляет "равномерные промежутки" и "долгие минутки" (что противоречит понятию "равномерные"), а также "краткие часы" (что противоречит понятию "равномерные"). Этот прием позволяет передать идею о том, что люди часто ощущают, что время не течет равномерно и некоторые моменты будут казаться длинными, а другие – короткими.
7. В седьмом высказывании "сам толст, его артисты тощи" используется каламбур, основанный на игре слов. Здесь слово "толст" звучит похоже на слово "талант", а слово "тощи" на слово "тоска". Через каламбур автор передает ироничное отношение к артистам и их "тощему" таланту в сравнении с владельцем цирка.
8. Восьмой пример "наступил матриархат: сильный слабый пол стал командовать слабым сильным полом" содержит антитез, противопоставляющий два понятия: "сильный слабый пол" и "слабый сильный пол". Через этот прием автор передает идею о том, что в реальности произошел поворот в отношении ролей мужчин и женщин, и теперь "сильный" пол (женщины) контролирует "слабый" пол (мужчины).
9. Девятый пример "мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед нет тебя светлее и краше и желанней сердцу нет" содержит антитез, противопоставляющий два понятия: "светлее" и "краше" и "беды" и "победы". Через этот прием автор передает идею о том, что мать-земля является важным и желанным образом в жизни людей, вне зависимости от того, насколько происходит радостей или горестей.
10. В десятом высказывании "поэт бывал и нищим, и царем. морским бродягой на море. унылым клерком он скрипел пером, уныло горбясь за полночь в конторе" также используется антитез, противопоставляющий два понятия: "нищим" и "царем", "морским бродягой" и "море", "унылым клерком" и "пером", "унесенным горбясь в конторе". Через этот прием автор передает идею о множестве различных ролей, которые может принимать поэт в жизни.
11. В одиннадцатом высказывании "самые темные дни в году светлыми стать должны" используется оксюморон, противопоставляющий "темные дни" и "светлыми". Через этот прием автор передает идею о том, что самые мрачные и трудные периоды должны быть преодолены и превращены в светлые и успешные.
12. Двенадцатое высказывание "дантес иль пушкин? кто там первый? кто выиграл и встал с земли? кого дорогой этой белой на черных санках повезли?" содержит антитез, противопоставляющий две литературные фигуры: Данте и Пушкин. Через этот прием автор создает сравнение между двумя писателями и показывает, что один из них был "первым" и "выиграл". Ирония звучит в последнем предложении, где автор говорит о том, что Данте был важным дорогой, поставленной на черных санках.
13. Тринадцатое высказывание "хорошо, когда хулят и хвалят, превозносят или наземь валят, хорошо стыдиться и гордиться и на что-нибудь годиться" также является примером антитеза, противопоставляющего "хулят" и "хвалят", "величают" и "наземь валят", "стыдиться" и "гордиться". Через этот прием автор передает идею о том, что важно иметь собственное мнение и быть способным на самокритику, чтобы оценить свои действия.
14. Четырнадцатое высказывание "люблю тебя и в сложных временах, и в будущем, и в настоящем" содержит оксюморон, который противопоставляет "сложные времена" и "будущее" и "настоящее". Через этот прием автор передает идею о том, что любовь должна быть прочной и остаться сильной в любой ситуации.
15. В пятнадцатом высказывании "вернуть хотя бы веру в будущее!" используется антитез, противопоставляющий "вернуть" и "веру в будущее". Через этот прием автор передает идею о том, что вера в будущее - важный и необходимый аспект в человеческой жизни.
16. Шестнадцатое высказывание "оптимист задает вопросы, пессимисту приходится на них отвечать" также использует антитез, противопоставляющий "оптимисту" и "пессимисту", "задавать вопросы" и "отвечать на них". Через этот прием автор передает идею о различных подходах к жизни и к решению проблем.
17. В семнадцатом высказывании "мудрость - это когда уже не считаешь себя умнее всех, а стараешься быть не глупее других" также используется оксюморон, противопоставляющий "считать себя умнее всех" и "стараться быть не глупее других". Через этот прием автор передает идею о том, что мудрость состоит в том, чтобы быть умнее других, но не глупее.
18. В восемнадцатом высказывании "наши писаные законы тем и хороши, что позволяют жить по неписаным" содержится оксюморон, который противопоставляет "писаные законы" и "неписаным". Автор передает идею о том, что законы могут быть хорошими, если они помогают соблюдать неформальные, неписаные правила в обществе.
Все вышеперечисленные высказывания содержат различные стилистические приемы, построенные на использовании антонимов (антитеза, оксюморона, каламбура). Эти приемы позволяют выразить противополож