Определите проблему текста * (1)много в россии прекрасных мест, но по-настоящему уникален и абсолютно неповторим один лишь священный байкал, сибирское «славное море». (2)в чём же секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды? (3)во-первых, в её огромном объёме. (4)представим размеры поверхности озера: длина – как от москвы до ленинграда, а ширина – чуть меньше диаметра москвы, глубина же – больше полутора километров. (5)и в этом серповидном ковше воды столько же, сколько во всех реках мира! (6)во-вторых, вода в байкале пресная, почти бессольная… (7), самая пресная вода на свете рождается при таянии ледников: в такой «ледяной воде» почти нет растворённых солей. (8)что ж, байкальская вода тоже холодная, и есть у байкала свои «ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников. (9)сколько лет вода остаётся в проточном озере? (10)обычно два-три года. (11)ну, если озеро глубокое, то двадцать-тридцать лет. (12)в байкале же четыре столетия… (13)конечно, уже давно ушла из байкала сверхчистая ледниковая водичка. (14)учёными подсчитано, что за все времена существования озёрной впадины (это двадцать-тридцать миллионов лет) вода в ней сменилась «всего» пятьдесят тысяч раз. (15)вроде бы цифра эта велика, но вот вода, от которой отпил казак-землепроходец курбат иванов, первым пересёкший озеро больше трёхсот лет назад, ещё не ушла из байкала… (16)исключительно медленно протекая через озеро, подолгу отстаиваясь в его тёмных глубинах, вода становится чище и прозрачнее. (17)но ведь вода байкала не просто чиста и прозрачна, она необычайно чиста! (18)учёные , что своей уникальностью байкал обязан тому, что он обладает удивительной системой самоочищения. (19)его воду очищает большая группа живых организмов. (20)это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (21)в прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых органических веществ! (22)это всё даёт возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. (23)эту армаду учёные объединяют понятием «зоопланктон». (24)микроскопическое население байкала изобильно, но король в этом царстве – малюсенький рачок по имени эпишура. (25)97% веса зоопланктона приходится на эпишуру; в каждом литре байкальской воды – от тридцати до пятидесяти тысяч этих рачков. (26)эпишура – основной фильтр байкальской воды. (27)подсчитано, что за год миллиарды рачков «перерабатывают» таким путём в семь с лишним раз больше воды, чем приносят все в озеро реки. (28)но эпишура может очищать только такую уникальную, богатую кислородом воду, как байкальская; в загрязнённой воде она погибает. (29)вообще микроорганизмы чутко реагируют на малейшие изменения, именно это и вызывает тревогу учёных, которые объявили настоящую войну за сохранение чистоты священного байкала. (по в. маркину)
Проблема текста заключается в вопросе о причинах прозрачности и чистоты воды в Байкале, а также в том, как эта вода медленно протекает через озеро и становится еще чище и прозрачнее. Текст также освещает уникальную систему самоочищения озера Байкал и роль микроорганизмов, особенно эпишуры, в очищении воды.
Пошаговое решение:
1) (1) Учитель должен объяснить, что проблема подразумевает задачу исследования или выяснения непонятных фактов или явлений. В данном случае, задача состоит в исследовании причин прозрачности и чистоты воды в Байкале и его самоочищающей способности.
2) (2) Учитель может показать, что текст задает вопрос о том, в чем заключается секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды.
3) (3) Учитель объясняет, что прозрачность и чистота воды в Байкале обусловлены несколькими факторами, первым из которых является ее огромный объем.
4) (4) Учитель приводит примеры, чтобы проиллюстрировать размеры озера Байкал.
5) (5) Учитель объясняет, что в Байкале находится столько же воды, сколько во всех реках мира, благодаря его огромному объему.
6) (6) Учитель объясняет, что пресность воды тоже является фактором, способствующим прозрачности и чистоте воды в Байкале.
7) (7) Учитель объясняет, что наиболее пресная вода на Земле образуется при таянии ледников из-за низкого содержания растворенных солей.
8) (8) Учитель объясняет, что холодная вода Байкала связана с давними ледниковыми периодами.
9) (9) Учитель задает ученику вопрос о том, сколько лет вода обычно остается в проточном озере. Затем объясняет, что вода в Байкале остается около четырех столетий.
10) (10)-(13) Учитель объясняет, что приблизительно 300 лет тому назад исследователь Курбат Иванов пил воду, которая до сих пор находится в Байкале, из-за медленного движения и застоя воды.
11) (14) Учитель объясняет, что вода в Байкале менялась примерно 50 000 раз за 20-30 миллионов лет его существования.
12) (15) Учитель объясняет, что вода в Байкале медленно протекает и отстаивается, что приводит к ее дополнительному очищению и улучшению качества воды.
13) (16) Учитель объясняет, что вода в Байкале становится еще чище и прозрачнее благодаря медленному движению и застою в озере.
14) (17) Учитель объясняет, что вода в Байкале не просто чиста и прозрачна, а необычайно чиста, благодаря самоочищающей системе озера.
15) (18) Учитель объясняет, что ученые считают уникальность Байкала заключается в его способности самоочишения, которую обеспечивает большая группа живых организмов.
16) (19)-(20) Учитель объясняет, что эта группа живых организмов сложилась за миллионы лет и играет роль в очищении воды.
17) (21) Учитель объясняет, что микроскопические растения, которые находятся в больших количествах в Байкале, производят кислород и органические вещества, обеспечивая жизнь многочисленного зоопланктона.
18) (22) Учитель объясняет, что зоопланктон – это небольшие животные, которые питаются органическими веществами, производимыми растениями, и играют важную роль в экосистеме Байкала.
19) (23)-(25) Учитель объясняет, что эпишура – это маленький ракообразный, который является основным фильтром байкальской воды. Он преобладает в микроскопическом населении Байкала и способен обработать огромное количество воды.
20) (26) Учитель объясняет, что эпишура способна очищать только байкальскую воду, богатую кислородом, и погибает в загрязненных водных условиях.
21) (27) Учитель объясняет, что микроорганизмы чувствительны к изменениям в окружающей среде, поэтому сохранение чистоты Байкала требует внимания и борьбы с загрязнением.
22) (29) Учитель заключает, что ученые объявили настоящую войну за сохранение чистоты Байкала, так как даже малейшие изменения в экосистеме могут привести к серьезным последствиям для его воды и живых организмов.
Обоснование:
Весь текст направлен на понятное объяснение уникальных свойств воды в Байкале. Текст анализирует и объясняет многочисленные факторы, которые обеспечивают прозрачность и чистоту воды, а также роль микроорганизмов, особенно эпишуры, в самоочищении воды. Учитель пошагово объясняет каждую идею и вывод из текста, чтобы ответ был максимально понятен школьнику.