Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках. 1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
2. Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)
4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
5. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
6. Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
7. О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М.Цветаева)
8. Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
9. В лоб целовать - заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять.
В глаза целую. (М. Цветаева)
10. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва. (А.Солженицын)
- Синестезия: объединение ощущений разных сфер (слышно - ликовал), создающее сложную картину восприятия.
- Эпифора: повторение слова в конце нескольких стихотворных строф (слышно было до рассвета).
- Метафора: перенос значения слова "француз" на какую-то конкретную идею (француз может символизировать радость, праздник и т.д.).
2. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "Игру его любил творец Макбета" (А. Пушкин):
- Перенос значения слова "игра" на буквальный смысл - любил игру Макбета (Макбет - персонаж из пьесы У. Шекспира "Макбет"),
- Синекдоха: использование одной части как символа целого (творец Макбета - Шекспир).
3. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь" (С.Есенин):
- Перенос значения слова "клен" на символический смысл - клен стережет Русь.
- Метафора: перенос значения слова "стережет" на защиту Руси.
4. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "Путь шел по целине; люди падали с обрывов" (И. Эренбург):
- Антитезис: противопоставление двух смысловых элементов (путь - падали)
- Перенос значения слова "образ" в буквальный смысл - падали с физических обрывов.
5. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "Коль любить, так без рассудку..." (А. Толстой):
- Анафора: повторение одного слова в начале нескольких строф или предложений (коль).
- Если-то: условное предложение (коль), выделенное рифмой и смысловым акцентом.
6. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "Ученье - свет, а неученье - тьма" (пословица):
- Антитезис: противопоставление двух противоположных понятий (ученье - свет, неученье - тьма).
7. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "О, не медли на соседней Колокольне! Быть хочу твоей последней Колокольней!" (М. Цветаева):
- Эпифора: повторение одного слова в конце нескольких строф (Колокольне).
- Метафора: перенос значения слова "Колокольне" на символизацию желания быть рядом, последний взгляд на объект.
8. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "Какое лето! Что за лето!" (Ф. Тютчев):
- Риторический вопрос: вопрос, на который не требуется ответа, используется для эмоциональной поддержки.
- Эпифора: повторение одного слова в конце нескольких строф (лето).
9. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "В лоб целовать - заботу стереть. В глаза целовать - бессонницу снять" (М. Цветаева):
- Антитезис: противопоставление двух противоположных понятий (в лоб целовать - в глаза целовать).
- Эпифора: повторение одного слова в конце нескольких строф (целовать).
10. Определение стилистических фигур и троп в отрывке "И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва" (А.Солженицын):
- Анафора: повторение одного слова в начале нескольких строф или предложений (и для них).
- Метафора: перенос значения слова "колокольня" на символизацию надежды и молитвы.