Определите изобразительно-выразительные средстве:
Волга песни слышала хлеще, чем "Дубинушка", В ней вода исхлестана пулями врагов. И плыла по матушке наша кровь-кровинушка, Стыла бурой пеною возле берегов. Долго в воды пресные лились слезы строгие. Берега отвесные, берега пологие, Плакали, измызганы острыми подковами, Но теперь зализаны злые раны волнами.
1. Метафора: "Волга песни слышала хлеще, чем "Дубинушка"" - здесь используется сравнение для передачи сильного звукового эффекта, который вызывают песни на Волге.
2. Метафора: "В ней вода исхлестана пулями врагов" - здесь вода Волги олицетворяется водой, которая была "исхлестана" пулями врагов, передается образ тяжелых времен и событий, происходивших на Волге.
3. Метафора: "И плыла по матушке наша кровь-кровинушка" - здесь Волга олицетворяется кровью, что символизирует горечь и страдание, пронизывающие историю и судьбу людей, живущих на Волге.
4. Метафора: "Стыла бурой пеною возле берегов" - здесь описывается образ "студенистой" воды, окаймленной бурой пеною, что передает холод и суровость окружающей среды на Волге.
5. Аллитерация: "Долго в воды пресные лились слезы строгие" - здесь повторение звука "л" в словах и выражении создает ритмичный звуковой эффект, подчеркивающий грусть и печаль.
6. Многозначность слова: "измызганы" - данное слово не существует в русском языке, но звукоподражательное написание создает впечатление шума, рваности и беспорядка на берегу Волги.
7. Метафора: "зализаны злые раны волнами" - здесь морская или водная тематика использована для описания заживления ран, что символизирует прошлое события и нарастающую устойчивость и благополучие в будущем.
Итак, в данном тексте мы видим использование различных изобразительно-выразительных средств, таких как метафоры, многозначность слова и аллитерация. Они помогают передать эмоции, описать образы и создать атмосферу текста, позволяя читателю лучше представить и вжиться в описываемые события и образы.