Определить проблему текста! ) обращайте внимание на детали. теперь я хочу сказать о тех деталях, которые особенно следует, как мне кажется, ценить сами по себе. это детали, мелочи, свидетельствующие о простых человеческих чувствах, о человечности. они могут быть и без людей – в пейзаже, в жизни животных, но чаще всего в отношениях между людьми. иконы «каноничны». это традиционное искусство. и тем ценнее в них все, что отступает от каноничности, что дает выход человеческому отношению художника к изображаемому. в одной иконе «рождества христова», где действие происходит в пещере для животных, изображена маленькая овечка, которая лижет шейку другой овце – побольше. может быть, это дочь ласкается к матери? эта деталь совсем не предусмотрена строгими иконографическими нормами композиции «рождества», поэтому она кажется особенно трогательной. среди «официального» – вдруг такая милая деталь… в стенописях xvii века московской церкви в никитниках вдруг среди трафаретного пейзажа изображена молоденькая березка, да такая «», трогательная, что сразу веришь, что художник умел ценить природу. сохранились автобиографические произведения монахов рильского монастыря в болгарии. одна такая автобиография xix века рассказывает жизнь монаха, собиравшего пожертвования на монастырь. и он бывал в бедственных положениях: иногда перед ним закрывались двери домов, его не пускали ночевать, часто ему нечего было есть (из пожертвованных на монастырь денег себе он ничего не брал) и т. д. и вот он восклицает в одном месте своих записок: «о, монастырь мой, монастырь, как там тепло и сытно! » заканчивается рассказ этого монаха трафаретным проклятием тому, кто испортит книгу, исказит текст и прочее. но дальше он пишет: «если я это пишу, то не подумайте обо мне плохо, что я злой и дурной! » правда, трогательно? примите во внимание, что «проклятия» эти неряшливому читателю и невнимательному переписчику были обычным трафаретом, так заканчивались многие рукописи. принято было думать, что в древней руси якобы плохо понимали красоту природы. основывалось это мнение на том, что в произведениях редки подробные описания природы, нет пейзажей, какие есть в новой . но вот что пишет митрополит даниил в xvi веке: «и аща хошеши прохладитися (то есть отдохнуть от работы. – д. л.) – изыди на преддверие храмина твоея (твоего дома. – д. и виждь небо, солнце, луну, звезды, облака, ови высоци, ови же нижайше, и в сих прохлажайся». я не привожу примеры из произведений общеизвестных, признанных за высокохудожественные. сколько этих трогательных человеческих эпизодов в «войне и мире», особенно во всем том, что связано с семьей ростовых, или в «капитанской дочке» пушкина и в любом художественном произведении. не за них ли мы любим диккенса, «записки охотника» тургенева, чудесную «траву-мураву» федора абрамова или «мастера и маргариту» булгакова. человечность всегда была одним из важнейших явлений – большой и маленькой. стоит искать эти проявления простых человеческих чувств и забот. они драгоценны. а особенно драгоценны они, когда их находишь в переписке, в воспоминаниях, в документах. есть, например, ряд документов, свидетельствующих о том, как простые крестьяне уклонялись под разными предлогами от участия в строительстве острога в пустозерске, где узником должен был быть аввакум. и это решительно все, единодушно! их увертки – почти детские, показывают в них простых и добрых людей.
а вторая: проблема красоты русской природы или проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?)