ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ, ПОЗИЦИЮ АВТОРА И КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ Мы самоуверенно почитаем себя хозяевами Искусство, смело его направляем, обновляем, реформируем, продаем за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения, то для политических нужд, для ограниченных социальных. А искусство - не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света.
Кто осмелится сказать, что определил Искусство?
Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира, населения его, объемлющей ответственности за него, - но подламывается, ибо нагрузки такой не выдержать смертный гений. И если овладевает им неудача, - валят ее на извечную дисгармоничность мира, на сложность современной разорванной души или непонятливость публики.
Другой - знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя еще строже его ответственность за все написанное, нарисованное, за воспринимающие души. И в неудачах и даже на дне существования - в нищете, в тюрьме, в болезнях - ощущение устойчивой гармонии не может покинуть его.
Однако вся иррациональность искусства, его ослепительные извивы, непредсказуемые находки, его сотрясающее воздействие на людей, - слишком волшебны, чтоб исчерпать их мировоззрением художника, замыслом его или работой его недостойных пальцев.
Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существования, когда бы не было у нас искусства. Еще в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. И не успели с з а ч е м нам этот дар? как обращаться с ним?
И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изживет свои формы, умрет. Умрем - мы, а оно - останется. Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, - такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению. Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь - не себя, - увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. Достоевский загадочно обронил однажды: "Мир красота". Что это? Мне долго казалось фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожадной истории, кого и от чего красота? Облагораживала, возвышала - да, но кого Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто, и что искажено - увидится не сразу. Оттого доверие к ним есть - и доверия нет.
Попусту твердится, что к сердцу не ложится. Произведение же художественное свою проверку несет само в себе. Концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам ее сгущенно-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, - и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.
Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты - не парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трех дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, - то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трех?
И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: "Мир красота"?
Ведь ему дано было многое видеть, озаряло его удивительно. И тогда искусство, литература могут на деле сегодняшнему миру?
Автор также говорит, что искусство было с нами с самого начала человечества и останется неизменным, в то время как мы умрем. Искусство иногда передает нам откровения и отображает то, чего мы не можем понять рациональным мышлением. Он подчеркивает, что все политические речи, публицистика и философские системы могут строиться на ошибке и лжи, что разрушает доверие к ним. В то же время истинно художественное произведение несет в себе неопровержимую и убедительную правду, которая даже покоряет сердца, которые противятся ей. Автор подчеркивает, что концепции и построенные на них идеи не выдерживают испытания на образах, они разрушаются и бледнеют, в то время как художественные произведения, воплощающие истины, остаются актуальными и убедительными даже через века.
В заключении автор утверждает, что красота является особенностью искусства, и она имеет удивительную силу проникновения и воздействия на нас. Он оспаривает популярное мнение о том, что красота не имеет места в нашем жестоком мире, и считает, что искусство и литература все еще могут быть актуальными и полезными для современного общества.
Таким образом, автор текста поднимает проблему искусства и его роли в нашей жизни, выражает свою позицию и комментирует эту проблему, подчеркивая уникальность искусства и его неизменное воздействие на нас.