В данном случае вид подчинения в предложении можно определить с помощью обращения к первому лицу. В первом предложении фраза "Вы говорили нам" обращается к адресату, то есть школьникам, к которым обращается школьный учитель. Во втором предложении фраза "Тому, кто догадался приковать нас узами цепей к хвалёной жизни" обращается к третьему лицу, то есть к кому-то, кто пытается связать людей узами цепей.
Объяснение подробнее:
1) Первое предложение можно разделить на две части: "Вы говорили нам" и "что если Бога нет, в двойном небытии вы всё же с Ним сольётесь". Фраза "Вы говорили нам" обращается к адресату, то есть людям, соответственно, вид подчинения в данном предложении - прямое. Ответ школьнику: в этом предложении выражено непосредственное обращение к слушателям. Учитель сообщает, что кто-то им говорил о том, что даже если Бога нет, они все равно сольются с Ним в двойном небытии.
2) Во втором предложении можно разделить на несколько частей: "И если бы оковы разломать-", "Тогда бы мы и горло перегрызли" и "Тому, кто догадался приковать нас узами цепей к хвалёной жизни". Фраза "Тому, кто догадался приковать нас узами цепей к хвалёной жизни" обращается к третьей стороне, к кому-то, кто хочет связать людей узами цепей. Ответ школьнику: в данном предложении выражено непосредственное обращение к третьему лицу, а не к адресату. Учитель говорит о том, что если у людей удастся разломать оковы, они смогут совершить действие, связанное с перегрызанием горла тому, кто хочет приковывать их узами цепей к "хвалёной жизни".
Таким образом, первое предложение содержит прямое подчинение, а второе предложение содержит простое подчинение, где обращение идет к третьему лицу.
Объяснение подробнее:
1) Первое предложение можно разделить на две части: "Вы говорили нам" и "что если Бога нет, в двойном небытии вы всё же с Ним сольётесь". Фраза "Вы говорили нам" обращается к адресату, то есть людям, соответственно, вид подчинения в данном предложении - прямое. Ответ школьнику: в этом предложении выражено непосредственное обращение к слушателям. Учитель сообщает, что кто-то им говорил о том, что даже если Бога нет, они все равно сольются с Ним в двойном небытии.
2) Во втором предложении можно разделить на несколько частей: "И если бы оковы разломать-", "Тогда бы мы и горло перегрызли" и "Тому, кто догадался приковать нас узами цепей к хвалёной жизни". Фраза "Тому, кто догадался приковать нас узами цепей к хвалёной жизни" обращается к третьей стороне, к кому-то, кто хочет связать людей узами цепей. Ответ школьнику: в данном предложении выражено непосредственное обращение к третьему лицу, а не к адресату. Учитель говорит о том, что если у людей удастся разломать оковы, они смогут совершить действие, связанное с перегрызанием горла тому, кто хочет приковывать их узами цепей к "хвалёной жизни".
Таким образом, первое предложение содержит прямое подчинение, а второе предложение содержит простое подчинение, где обращение идет к третьему лицу.