Иван Константинович Айвазовский посетил Америку в 1892 году. Как раз в это же время континент праздновал свое четырехсотлетие со дня открытия. Семидесятилетний художник отправился в такое далекое путешествие не просто чтобы изучить океан, но и, конечно же, воочию увидеть знаменитое природное явление, которому и посвящена картина Айвазовского «Ниагарский водопад».
Для написания этого полотна живописцу нужно было детально исследовать и рассмотреть американское сокровище природы. Поэтому Айвазовский наблюдал за водопадом в разное время, делая зарисовки то при луне, то в полуденный зной, то вечером. Альбом художника пополнился двадцатью тремя рисунками, выполненными с натуры, из которых многие были на целый разворот листа. На некоторых страничках он оставил специальные отметки, что по большей части относились к цвету, оттенкам и тоновым отношениям, обнаруженным на месте.
По прибытию в Феодосию, в своей мастерской живописец занялся обработкой сделанных в Америке зарисовок. По многим из них он пером и тушью, а также написал мощную водную массу, низкое небо и брызги бурлящего водопада. Все это удивительное зрелище дополнено едва заметным радужным сиянием. Несмотря на то, что у художника имелись отличные фотографии, сделанные в поездке, большая часть работы над картиной Айвазовского «Ниагарский водопад» была проделана с натуры.
Произведение написано в поздний период творчества великого маэстро, когда он уже был в преклонном возрасте. И, тем не менее, это было весьма продуктивное время, о чем и свидетельствует картина Айвазовского «Ниагарский водопад». Колоритный пейзаж с первых секунд захватывает внимание и ободряет своей свежестью. Ловкая кисть художника умело передает во всех деталях ощущение влаги в воздухе. Небо на полотне затянуто темными дождевыми облаками, сквозь которые пронизываются робкие лучи солнца. Струящийся свет плавно ложится на поверхность воды, преображая и ее, и берег. Но главное украшение картины Айвазовского «Ниагарский водопад» - это радуга.
Поверхность холста матовая, созданная легкой живописной манерой, свойственной творчеству художника в те годы. На полотно с безудержной силой низвергнулась огромная водная лавина прямиком с высокого уступа скал. Живописец не отвлекает внимание наблюдающего от главного действа нагромождением незначительных деталей. Поэтому все природное действие можно охватить одним взором. Композиция картины построена широко и свободно, а мелкие, еле заметные человеческие фигурки, разместившиеся на вершине скалы, и катер, рассекающий гладь озера, лишь приумножают впечатление грандиозности происходящего.
Манера обобщенной подачи природных пейзажей присуща всем работам, написанным Айвазовским в восьмидесятые годы. Это отличительная особенность творчества его последних лет. Поверхность полотна, лишенная лакового покрытия, настолько тонка, что позволяет рассмотреть особенности его структуры.
Иван Константинович Айвазовский посетил Америку в 1892 году. Как раз в это же время континент праздновал свое четырехсотлетие со дня открытия. Семидесятилетний художник отправился в такое далекое путешествие не просто чтобы изучить океан, но и, конечно же, воочию увидеть знаменитое природное явление, которому и посвящена картина Айвазовского «Ниагарский водопад».
Для написания этого полотна живописцу нужно было детально исследовать и рассмотреть американское сокровище природы. Поэтому Айвазовский наблюдал за водопадом в разное время, делая зарисовки то при луне, то в полуденный зной, то вечером. Альбом художника пополнился двадцатью тремя рисунками, выполненными с натуры, из которых многие были на целый разворот листа. На некоторых страничках он оставил специальные отметки, что по большей части относились к цвету, оттенкам и тоновым отношениям, обнаруженным на месте.
По прибытию в Феодосию, в своей мастерской живописец занялся обработкой сделанных в Америке зарисовок. По многим из них он пером и тушью, а также написал мощную водную массу, низкое небо и брызги бурлящего водопада. Все это удивительное зрелище дополнено едва заметным радужным сиянием. Несмотря на то, что у художника имелись отличные фотографии, сделанные в поездке, большая часть работы над картиной Айвазовского «Ниагарский водопад» была проделана с натуры.
Произведение написано в поздний период творчества великого маэстро, когда он уже был в преклонном возрасте. И, тем не менее, это было весьма продуктивное время, о чем и свидетельствует картина Айвазовского «Ниагарский водопад». Колоритный пейзаж с первых секунд захватывает внимание и ободряет своей свежестью. Ловкая кисть художника умело передает во всех деталях ощущение влаги в воздухе. Небо на полотне затянуто темными дождевыми облаками, сквозь которые пронизываются робкие лучи солнца. Струящийся свет плавно ложится на поверхность воды, преображая и ее, и берег. Но главное украшение картины Айвазовского «Ниагарский водопад» - это радуга.
Поверхность холста матовая, созданная легкой живописной манерой, свойственной творчеству художника в те годы. На полотно с безудержной силой низвергнулась огромная водная лавина прямиком с высокого уступа скал. Живописец не отвлекает внимание наблюдающего от главного действа нагромождением незначительных деталей. Поэтому все природное действие можно охватить одним взором. Композиция картины построена широко и свободно, а мелкие, еле заметные человеческие фигурки, разместившиеся на вершине скалы, и катер, рассекающий гладь озера, лишь приумножают впечатление грандиозности происходящего.
Манера обобщенной подачи природных пейзажей присуща всем работам, написанным Айвазовским в восьмидесятые годы. Это отличительная особенность творчества его последних лет. Поверхность полотна, лишенная лакового покрытия, настолько тонка, что позволяет рассмотреть особенности его структуры.