Окончив университет, зачислился я на службу чиновником особых поручений к псковскому губернатору, приходившемуся мне дядей. Летом в Пскове стояли жары смертельные. В тот год доктор предписал мне больше ходить. Раз как-то, отправившись на утреннюю прогулку, в задумчивости набрел я на кучку ребят, играющих в бабки. От нечего делать я засмотрелся, как ловко взвивалась тяжелая свинчатка, подымая клубами пыль. Переведя затем глаза на игрока, я немного опешил, увидя человека если еще не старого, то и не первой юности. Незнакомец одет был в белый армяк нараспашку; летний картуз небрежно покрывал ему голову; кудрявая борода вилась на щеках и подбородке. Было в нем что-то цыганское, своевольное, и я подумал сначала, уж не цыган ли это, но русые волосы неизвестного указывали на принадлежность его к славянскому племени, да и странно было бы цыгану держаться так смело и свободно в присутствии губернаторского чиновника. Не обращая на меня внимания, незнакомец метко и уверенно выбивал игру за игрой, чуть припадая на колено и щуря глаз; потом встряхнулся, потер свои маленькие загорелые руки, дал мальчикам пятачок и, бегло меня окинув взглядом, пошел прочь. Я успел заметить, что верхняя губа у него была выбрита, но не позднее недели тому назад, и я заключил отсюда, что это должен быть мелкий уездный помещик. Возвратясь домой, за завтраком, рассказал я дяде о встрече. «Да это Пушкин», - перебил меня дядя. В то время я знал уже о Пушкине и восхищался его «Кавказским пленником» и «Людмилой». Как жалел я, что не заговорил с ним, не расспросил его о стихах, о том, не пишет ли он чего-нибудь нового. «За Пушкиным надобно зорко следить, - продолжал дядя, - он человек весьма и весьма опасный». (266 слов) (По Б. Садовскому «Три встречи с Пушкиным») Задания, направленные на решение подготовительных задач:
1. Какие внешние черты позволили рассказчику определить, что перед ним мелкий уездный помещик?
2. Можно ли по реплике дяди определить, каков род его деятельности?
Задания, направленные на решение обучающих задач:
1. Определите роль разных видов причастий и деепричастий в тексте.
2. Найдите устаревшие формы деепричастия. Как звучат эти слова сегодня?
3. Сравните отношение к Пушкину двух героев.
4. Подберите к слову "своевольный" контекстные антонимы и синонимы.
5. Как подчеркивает дядя степень опасности поэта?
6. Найдите в описании Пушкина черты, которые действительно могут быть восприняты как опасные.
Задания, направленные на решение творческих задач:
1. Согласны ли вы с таким отношением к поэту? О чем, по- вашему, говорит поведение Пушкина в этой сцене.
ответы запишите