Общие принципы коммуникации Среди общих принципов, обеспечивающих успех коммуникации, важнейшими являются два, сформулированные американскими лингвистами второй половины ХХ века в рамках Теории речевых актов. Это принцип кооперации и принцип вежливости.
Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Он заставляет нас задуматься не только над тем, что нам говорят, но и над тем, как и, главное, зачем нам это говорят, т.е разглядеть коммуникативную цель собеседника.
Принцип кооперации состоит из нескольких правил.
1. Правило количества: давайте нужное количество информации, ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется.
2. Правило качества: старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что считаете лживым. Не говорите того, чему у вас недостаточно свидетельств.
3. Правило релевантности: говорите то, что имеет отношение к теме разговора, будьте последовательны.
4.Правило выражения: избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.
Принцип вежливости включает такие правила.
1. Правило такта: уважайте границы личной сферы собеседника. Из возможных выражения побуждения выбирайте тот, в котором подчеркивается выгода для собеседника: сформулируйте побуждение не как команду, а как совет.
2. Правило великодушия: из возможных выражения выбирайте тот, в котором минимизируется ваша личная выгода. Не обременяйте собеседника, не вынуждайте его связывать себя обещаниями, клятвами. Не требуйте извинений и покаяний.
3. Правило одобрения: больше хвалите собеседника, будьте позитивны в своей оценке собеседника, других людей, мира. Однако будьте и сдержанны в оценочных суждениях: если ваша оценка (положительная или отрицательная) того или иного предмета не совпадает с оценкой собеседника, это создает трудности в коммуникации.
4. Правило скромности: меньше хвалите себя, тактично отказывайтесь от похвал в свой адрес. Ваши высказывания должны содержать объективную – не завышенную, но и ни в коем случае не заниженную самооценку.
5. Правило согласия: выражайте согласие с собеседником, минимизируйте несогласие. Не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований. Умейте отказываться от конфликта в пользу решения более серьёзной задачи – сохранения коммуникации.
6. Правило симпатии: выражайте симпатию к собеседнику, минимизируйте антипатию. Будьте благожелательны. Не будьте неблагожелательны, не будьте безучастны.
Основные тактики общения.
- понимающее общение;
- принижающе-уступчивое общение; - директивное общение;
- защитно-агрессивное общение
Понимающее общение – это взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния...
Принижающее-уступчивое общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств. Стремлений и целей. А также неоправданные уступки собеседнику.
Директивное общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого целенаправленное психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакции. Собственные оценки, стремления и цели.
Защитно-агрессивное общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства (М.И.Сидорова, В.С.Савельев).
Задания:
Выпишите из текста ключевые понятия и дайте их дефиниции.
Составьте назывной, вопросный и тезисный планы текста.
Приведите примеры принижающее-уступчивого, директивного и защитно-агрессивного общения, применив их к профессиональной деятельности.
Задания
Прочитайте текст. Сделайте разбор предложений в тексте по цели высказывания, структуре и эмоциональной окраске. Выпишите существительные в три столбика по типу склонения.