Нужно провести стилистический анализ текса.
Текст называется " Как страшно быть первым"
План анализа
1.Общая характеристика текста:
- тема (о чем этот текст?);
- вид данного текста (монолог или диалог);
-цель создания текста ( информирование, предписание, убеждение, агитация, развлечение, эстетическое воздействие);
- кем создан и кому предположительно адресован текст;
- образцом какого функционального стиля предположительно является данный текст и какова его общая доля (конструктивный принцип).
2. Внешние особенности текста (делится ли он на части графическим имеет ли рубрикацию или нумерацию частей, содержит ли цифровой материал, имеет ли жесткую, внешне выраженную (клишированную) композицию, шрифтовые выделения и т.д.)
3. Речевые особенности текста:
- лексическая характеристика:
а) используется ли книжная лексика и какая именно (термины науки, делопроизводства, культуры, политики; книжная лексика;
б) используется ли разговорная лексика ил фразеология; в) применяются ли эмоционально-экспрессивные оценочные слова и выражения; г) есть ли индивидуально-авторское словоупотребление, языковая игра, юмор;
- морфологическая характеристика:
а) много ли в тексте именных словоформ;
б) используются ли типы словоформ с выраженной книжной стилистической окраской (причастия, деепричастия, краткая форма прилагательных, отглагольные существительные);
в) есть ли местоимения первого и второго лица;
- синтаксическая характеристика:
а) каковы типичные словосочетания в данном тексте; есть ли среди них словосочетания с подчеркнуто книжной стилистической окраской;
б) каков состав текста по типам использованных предложений, есть ли стилистически отмеченные типы (назывные (книж.), восклицательные, неполные (разг.);
в) используются ли стилистически окрашенные типы сказуемого: составное именное (книж.) или составное глагольное (книж.),
г) каковы предложения текста по степени их распространенности и наличию обособленных членов предложения, каков средний объем предложения в тексте.
4. Собственно текстовая характеристика:
а) как выражена тема текста;
б) какой функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение) положен в основу текста;
в) есть ли в тексте чужая речь (прямая, косвенная);
ТЕКСТ В ФАЙЛЕ
Сегодня я буду выступать в роли вашего учителя и помогу вам провести стилистический анализ текста с названием "Как страшно быть первым".
Начнем с общей характеристики текста.
1. Общая характеристика текста:
- Тема текста: Мы не знаем конкретного текста, поэтому тему можно предположить на основе его названия. В данном случае, "Как страшно быть первым", можно предположить, что текст будет говорить о чувстве страха и неуверенности, с которыми сталкиваются люди, становясь первыми в чем-то или выделяясь из толпы.
- Вид данного текста: Текст может быть как монологом, то есть единоличным высказыванием одного человека, так и диалогом, где два или более человека обмениваются мнениями и идеями.
- Цель создания текста: Цель может быть различной в зависимости от содержания текста. Информирование, предписание, убеждение, агитация, развлечение, эстетическое воздействие - это некоторые из возможных целей текста.
- Автор и адресат текста: Нам неизвестны точные данные об авторе и адресате текста, поэтому мы можем только предположить, кем был создан текст и кому он предназначен. К примеру, если этот текст был выложен в социальных сетях, то адресатами могут быть люди, активно использующие интернет и готовые делиться своими идеями и мнениями.
- Функциональный стиль текста: Текст может быть написан в различных функциональных стилях, таких как официально-деловой, научный, художественный и т.д. В данном случае, для определения функционального стиля, нам необходимо проанализировать лексические, морфологические и синтаксические особенности текста.
2. Внешние особенности текста:
- Делится ли текст на части: Если текст делится на части с заголовками или подзаголовками, это может указывать на его структурированность и логическое построение.
- Рубрикация или нумерация частей: Наличие нумерации или рубрикации частей может дать нам понимание о структуре текста и наличии логически связанных абзацев или пунктов.
- Цифровой материал: Наличие цифрового материала в тексте может включать в себя статистические данные, графики, диаграммы и т.д.
- Жесткая, внешне выраженная (клишированная) композиция: Если текст имеет строгую, явно выраженную композицию, это может указывать на его логичность и структурированность.
- Шрифтовые выделения и т.д.: Наличие выделений в тексте, таких как жирный шрифт, курсив, подчеркивание, может указывать на важность или акцентирование определенных слов или фраз.
3. Речевые особенности текста:
- Лексическая характеристика:
а) Используется ли книжная лексика и какая именно: Книжная лексика включает в себя термины науки, делопроизводства, культуры, политики и другие слова, характерные для формальной монологической речи.
б) Используется ли разговорная лексика или фразеология: Разговорная лексика и фразеология имеют неформальный характер и свойственны обычному общению между людьми.
в) Применяются ли эмоционально-экспрессивные оценочные слова и выражения: Наличие эмоционально окрашенных слов и выражений может указывать на эмоциональную тональность текста.
г) Есть ли индивидуально-авторское словоупотребление, языковая игра, юмор: Наличие индивидуально-авторского словоупотребления, языковой игры или юмора может указывать на уникальный стиль и тон текста.
- Морфологическая характеристика:
а) Много ли в тексте именных словоформ: Количество именных словоформ может указывать на детализацию и разнообразие лексического состава текста.
б) Используются ли типы словоформ с выраженной книжной стилистической окраской: Наличие словоформ, таких как причастия, деепричастия, краткая форма прилагательных, отглагольные существительные, свидетельствует о формальной стилевой окраске текста.
в) Есть ли местоимения первого и второго лица: Использование местоимений первого и второго лица может указывать на личностную или адресную направленность текста.
- Синтаксическая характеристика:
а) Каковы типичные словосочетания в данном тексте: Анализ типичных словосочетаний может помочь определить функциональную и стилистическую окраску текста.
б) Каков состав текста по типам использованных предложений: Анализ типов использованных предложений, таких как назывные (книж.), восклицательные, неполные (разг.), может помочь определить функциональную и эмоциональную окраску текста.
в) Используются ли стилистически окрашенные типы сказуемого: Наличие составного именного или глагольного сказуемого может указывать на организацию и логичность текста.
г) Каковы предложения текста по степени их распространенности и наличию обособленных членов предложения, каков средний объем предложения в тексте: Анализ структуры и размера предложений текста поможет определить его структурированность и сложность.
4. Собственно текстовая характеристика:
а) Как выражена тема текста: В ходе анализа текста вы сможете определить, каким образом автор выражает тему и какие аспекты он поднимает.
б) Какой функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение) положен в основу текста: Анализируя текст, вы сможете определить, какой функционально-смысловой тип речи был выбран автором.
в) Есть ли в тексте чужая речь (прямая, косвенная): Обнаружение чужой речи, если она есть в тексте, поможет выявить, как именно автор взаимодействует с другими людьми или источниками информации.
Думаю, вы поняли, на что обратить внимание при проведении стилистического анализа текста "Как страшно быть первым". Проанализируйте каждый пункт, обратив особое внимание на подробности и обоснование ваших выводов. Успехов в анализе и будущих учебных заданиях!