Я считаю, что нет. Хотя, ее гибель для него является духовным опустошением и он готов ее Маргарита была в его жизни лишь мгновением, поникшей бледной тенью. И ее от самого себя Фауст не может. Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувства ее обострены, ведь она причастна и к отравлению матери, и к убийству брата, и к смертной казни своего ребенка. Поэтому она сходит с ума. Но образ ее цельный в своей самоотверженности и невинности. Даже небо смилостивилось над ней. Маргарита ощутила, что Рафаэль является врагом:
«Сквозь маску эту увидела она Моего ума скрытое могущество».
Но это же можно сказать и о Фаусте, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви. Эта любовь земная. Но Фауст был в состоянии на любовь мистическую: погружаясь за границы пространства и времени, выхватывает из античных героев образы Париса и прекрасной Елены. Елена оказалась для Фауста недосягаемой, как сама красота. Его страдание за Еленой другое - он стремится к недосягаемому. И хотя о Елене он говорит: «Кто узнал ее - без нее жить не может!». Едва ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориона - сына Фауста и Елены - становится феерическим видением, похожим на сон. А настоящая любовь, которую олицетворяла Маргарита на прощение. И уже в другом мире она польется навстречу Фаусту так же, как и когда-то - счастливая.
Я считаю, что нет. Хотя, ее гибель для него является духовным опустошением и он готов ее Маргарита была в его жизни лишь мгновением, поникшей бледной тенью. И ее от самого себя Фауст не может. Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувства ее обострены, ведь она причастна и к отравлению матери, и к убийству брата, и к смертной казни своего ребенка. Поэтому она сходит с ума. Но образ ее цельный в своей самоотверженности и невинности. Даже небо смилостивилось над ней. Маргарита ощутила, что Рафаэль является врагом:
«Сквозь маску эту увидела она Моего ума скрытое могущество».Но это же можно сказать и о Фаусте, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви. Эта любовь земная. Но Фауст был в состоянии на любовь мистическую: погружаясь за границы пространства и времени, выхватывает из античных героев образы Париса и прекрасной Елены. Елена оказалась для Фауста недосягаемой, как сама красота. Его страдание за Еленой другое - он стремится к недосягаемому. И хотя о Елене он говорит: «Кто узнал ее - без нее жить не может!». Едва ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориона - сына Фауста и Елены - становится феерическим видением, похожим на сон. А настоящая любовь, которую олицетворяла Маргарита на прощение. И уже в другом мире она польется навстречу Фаусту так же, как и когда-то - счастливая.