No10.Из предложений 9–11 выпишите антонимы (антонимическую пару).(9)Судьбавеликих сынов России всегда была открыта и ясна, потому что она кровно связана с судьбой народа, и биография каждого героя всегда совпадает с биографией его страны. (10)Самой жизнью уготовано им жить одной судьбой, разделять со страной её радость и скорбь. (11)Вместе победить и, если потребуется, не торгуясь, отдать за её победу свою жизнь. (Строганов М.) No11. Из предложений 25–29 выпишите антонимы (антонимическую пару).(25)Он понял: сейчас не нужно ни одобрительных слов, ни похвал. (26)Генерал просто протянул руку и сказал: –Желаю удачи, лейтенант! (27)Боевой удачи! (28)«Виллисы» уже скрылись за поворотом, а Володин ещё в раздумье стоял на шоссе. (29)Было в этой случайной минутной встрече что-то очень важное для него, чего он не мог понять сразу. (Ананьев А.)
No12. Из предложений 8-10выпишите антонимы (антонимическую пару).(8)И Бим начал грести землю сверху вниз, под себя; чем больше он работал, тем выше становилась осыпь. (9)Бим отдыхал и работал вновь. (10)Наконец-то он смог опереться грудью о край канавы, но зато землю с отвала достать уже не мог. (Троепольский Г.)
No13. Из предложений 15–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).(15)Так они и пошли обратно –впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко. (16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня.–(17)Хорошо, –сказал командир полка, –одну задачу, –он кивнул на капитана Кошелева, –вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты.–(18)Узнаю, –коротко сказал Школенко, –один пойду?–(19)Один, –сказал Кошелев.(Симонов К.)
No14. Изпредложений 6–11 выпишите антонимы (антонимическую пару).(6)«Ваше любимое занятие?»–(7)«Рыться в книгах». (8)Это и про меня. (9)Тогда, в детстве, тоже рылся. (10)Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрёпанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, старинные буквы «еры» и «яти», обложек нет, первых страниц нет, последних нет. (11)Автор–инкогнито.
No15. Из предложений 43–45 выпишите антонимы (антонимическую пару).(43)Поглядел я, порадовался, побрёл потихоньку своей дорогой. (44)А на душе как-то спокойно стало. (45)Ведь так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце.(Екимов Б.)
No16. Из предложений 1–10выпишите антонимы (антонимическую пару).(1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся закатом, птичками или кошками, –это больше так, замыленные восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри неё.(5)Однажды на листочке бумаги мой сын Серёжа нарисовал двух котов, собирающих в лесу грибы. (6)Большой кот и котёнок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а за руки. (8)Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с Серёжей. (Утенков Д.)
No17.Из предложений 21–27выпишите антонимы (антонимическую пару).(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них —хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени,когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.(Маслов И.)
No18.Выпишите контекстные антонимы:Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!» Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?» Надо было прожить не короткую жизнь, чтобы понять, как это важно. Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращен, но и для звонящего. Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова.
В предложениях 9–11 антонимической парой являются следующие слова:
(9) открыта - закрыта (здесь слово "открыта" означает, что судьба великих сынов России всегда ясна и понятна, в противоположность к "закрытой" судьбе)
(10) одной - разделять (здесь "одной" означает, что герои должны жить одной судьбой вместе со страной, в противоположность "разделять" радость и скорбь со страной)
(11) победить - отдать (здесь "победить" означает, что они должны победить вместе, в противоположность "отдать" свою жизнь за победу)
В предложениях 25–29 антонимической парой являются следующие слова:
(25) нужно - не нужно (здесь "нужно" означает, что ему сейчас не нужны ни одобрительные слова, ни похвалы, в противоположность "не нужно")
(26) желаю - не желаю (здесь "желаю" означает, что генерал выражает лейтенанту свои пожелания удачи, в противоположность "не желаю")
(27) удачи - боевой удачи (здесь "боевой удачи" означает, что генерал желает лейтенанту удачи в бою, в противоположность "удачи")
(28) скрылись - стоял (здесь "скрылись" означает, что "Виллисы" уже ушли, в противоположность "стоял" на шоссе)
(29) что-то - ничего (здесь "что-то" означает, что в случайной минутной встрече было что-то важное для него, в противоположность "ничего")
В предложениях 8-10 антонимической парой являются следующие слова:
(8) грести - отдыхал (здесь "грести" означает, что Бим работал, греб землю сверху вниз, в противоположность "отдыхал")
(9) отдыхал - работал (здесь "отдыхал" означает, что Бим отдыхал от работы, в противоположность "работал вновь")
(10) достать - не мог (здесь "достать" означает, что он больше не мог достать землю с отвала, в противоположность "не мог")
В предложениях 15–19 антонимической парой являются следующие слова:
(15) обратно - впереди (здесь "обратно" означает, что они пошли обратно, в противоположность "впереди" немец со взваленным на плечи пулемётом)
(16) после - до (здесь "после" означает, что Школенко пришел на командный пункт батальона только после полудня, в противоположность "до" этого времени)
(17) одну - мою (здесь "одну" означает, что командир полка дает Школенко одну задачу, в противоположность "мою" задачу командира полка)
(18) один - Кошелев (здесь "один" означает, что Школенко пойдет один, в противоположность Кошелеву)
(19) один - сказал (здесь "один" означает, что Кошелев сказал, что Школенко должен пойти один, в противоположность "сказал" Кошелев)
Из предложений 6–11 антонимической парой являются следующие слова:
(6) рыться - не рылся (здесь "рыться" означает, что его любимое занятие - рыться в книгах, в противоположность "не рылся")
(7) рыться - рылся (здесь "рыться" означает, что это и про него, так как он также рылся в детстве, в противоположность "рылся")
(8) нет - нет (это контекстные антонимы, которые усиливают отрицание)
(9) пока - пока (это контекстные антонимы, которые указывают на различные моменты времени)
(10) выудил - нет (здесь "выудил" означает, что он удалось выудить из горы потрёпанный кирпичик, в противоположность "нет")
В предложениях 43–45 антонимической парой являются следующие слова:
(43) радовался - спокойно (здесь "радовался" означает, что он радовался, в противоположность "спокойно")
(44) спокойно - тревожно (здесь "спокойно" означает, что на душе стало спокойно, в противоположность "тревожно")
(45) тревожно - спокойно (здесь "тревожно" означает, что видеть ее одиночество было для него тревожно, в противоположность "спокойно")
В предложениях 1–10 антонимической парой являются следующие слова:
(1) так - не так (здесь "так" означает, что дети видят мир не так, как взрослые, в противоположность "не так")
(2) больше - малое (здесь "больше" означает, что для нас, взрослых, это больше такие замыленные восторги, в противоположность "малое" добро)
(3) сливаются - вн