Ниже приводится отрывок из рассказа В.М.Шукшина «Гоголь и Райка». О какой проблеме говорит автор? С книгами у меня целая история. Я каким-то образом научился читать до школы: учил меня дядя Павел (тот сам читать страсть как любил и даже пытался сочинять стихи и, говорит, когда он был на войне, то некоторые его стихи печатали во фронтовой газете. Наверно, неправду говорит, он прихвастнуть любит: когда мне теперь попалась тетрадка его стихов, они поразили меня своей бестолковщиной)… Словом, как только я еще и в школе поднаторел и стал читать достаточно хорошо, я впился в книги. Я их читал без разбора, подряд, какие давала библиотекарша. Она удивлялась и не верила:
– Уже прочитал?
– Прочитал.
– Неправда. Надо, мальчик, до конца читать, если берешь книга. Вот возьми и дочитай.
Что с ней было делать? Брал книжку обратно, терпел дня два и шел опять…
Учительница узнала, как я читаю, и разъяснила, что это действительно вредно. А главное, совершенно без всякой пользы: я почти ничего не помнил из прочитанной уймы книг, а значит, зря угробил время и отстал в школе. Но она убедила маму, что читать надо, но с толком. Сказала, что она нам : оставит список, и я по этому списку буду брать книги в библиотеке.
С тех пор стал я читать хорошие книжки. Реже, правда, но всегда это был истинный праздник.
1. СФОРМУЛИРУЙТЕ МИКРОТЕМУ ОТРЫВКА.
2.ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 СЛОВА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ РАЗГОВОРНЫМИ ПО СВОЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПО ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ.
3. ПЕРЕДАЙТЕ ДИАЛОГ МЕЖДУ БИБЛИОТЕКАРЕМ И ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ РАССКАЗА ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.
4. ОБЪЯСНИТЕ, КАКОВА РОЛЬ ВВОДНЫХ СЛОВ В ПРИВЕДЁННОМ ОТРЫВКЕ.
5. НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ РУКОВОДСТВА ЧТЕНИЕМ.
1. Микротема отрывка в данном случае можно сформулировать следующим образом: "Проблема неконтролируемого чтения и его негативное влияние на образование и развитие главного героя".
2. В тексте можно выделить следующие разговорные слова:
- удивлялась: разговорное слово, означающее, что библиотекарша испытывала удивление;
- сам: разговорное сокращение от "самый", используется для указания на что-то важное или особенное;
- неправда: разговорное слово, используется для выражения сомнения или несогласия;
- мальчик: разговорное синоним слова "ребенок";
- надо: разговорное слово, означающее необходимость.
3. Диалог между библиотекарем и главным героем рассказа при прямой речи может быть представлен следующим образом:
Библиотекарь: Уже прочитал?
Главный герой: Прочитал.
Библиотекарь: Неправда. Надо, мальчик, до конца читать, если берешь книгу. Вот возьми и дочитай.
4. Вводные слова в данном отрывке сопровождаются двоеточием и используются для выделения реплик персонажей и перехода к новой идее или факту. Например: "Когда мне теперь попалась тетрадка его стихов, они поразили меня своей бестолковщиной). Словом, как только я еще и в школе поднаторел и стал читать достаточно хорошо, я впился в книги."
5. Необходимость руководства чтением является важной темой в данном отрывке. В тексте упоминается, что главный герой читал книги без разбора и без какой-либо пользы. Учительница и библиотекарь призывают к контролируемому чтению, поскольку неконтролируемое чтение может привести к отставанию в школе и потере времени. Сочинение-рассуждение о необходимости руководства чтением может включать обсуждение следующих пунктов:
- Значение чтения для развития интеллекта и культуры человека;
- Необходимость правильного выбора книг и контроля за содержанием прочитанного материала;
- Какие проблемы могут возникнуть при неконтролируемом чтении и как им можно противостоять;
- Роль учителя, библиотекаря и родителей в руководстве чтением;
- Как правильно составлять читательский список и выбирать книги соответствующие возрасту и интересам;
- Достоинства и польза контролируемого чтения для образования и развития личности.