Необыкновенная история
Это дерево всегда теперь стоит у меня перед глазами. Его необыкновенную историю рассказал мне старик в маленькой подмосковной деревне. Вот эта история.
…Когда пришли сюда фашисты, они прежде всего устроили в Вертушинке лагерь для военнопленных — срубили сотни две или три тополей, понаставили столбов, натянули на них усеянную шипами проволоку в несколько тесных рядов. Потом фашистов прогнали. Бегство их было таким скоропостижным, что они не успели учинить расправу над пленными. Вскоре началась весна. Весна нашего первого наступления. Весёлые стали сводки. Веселее становилось на душе. Однажды утром ребятишки вертушинской школы, проходя мимо бывшего лагеря, мимо скованных железом столбов, заметили невероятное. Прибежали ребята к учительнице и, перебивая друг друга, задыхаясь от восторга, загалдели:
— Татьяна Николаевна, он растёт!
— Кто «он»?
— Столб растёт. Если не верите — идёмте, покажем
Когда Татьяна Николаевна подошла к этому месту, куда тащила её детвора, она увидела: кусок дерева, скованный со всех сторон железом, действительно ожил! На его изрубцованном теле туго набрякли большие клейкие почки, и казалось, вот-вот они лопнут, прорвутся зелёным пламенем первого листа. Постояли ребята, посмотрели в широко раскрытые глаза учительницы, и вдруг все, как будто сговорились, понеслись наперегонки в деревню, а оттуда обратно: кто с клещами, кто с топором, кто с чем. Вытащили из дерева длинные скрученные гвозди. Размотали проволоку. Кора у дерева оказалась красной от ржавчины, но это было уже именно дерево. Взрыхлили землю вокруг ствола, как сумели, перебинтовали раны. Тополь начал набирать силу, выбросил устремлённые к солнцу побеги, зашумел ещё недружной, ещё несмелой, но уже ярко-зелёной листвой. С тех пор много лет. Красавец тополь так разросся, что сейчас трудно представить, что он был кургузым обрубком в два метра высотой. Спиленный верх его оброс со всех сторон ветвями, обтянулся свежей корой, и венчает его такая мощная островерхая крона, что сразу и не разглядишь, где тот горизонтальный срез, когда-то тупо нацеленный в небо. Только посеревшие от времени столбы, стоящие в одной
шеренге с деревом, красноречивее человека рассказывают нам историю собрата. Вот какая это история. Вот как в маленькой деревеньке Вертушинке началась весна нашего первого наступления.
(В. Тельпугов)
2. Выполнить задания
Задание № 1. В какой момент истории России и в какое время года происходили описанные в тексте события?
Задание № 2. Почему фашисты не расправились с пленными? ответ подтвердите словами текста (цитируйте!).
1) Фашистам пришлось очень быстро отступать, поэтому они не успели учинить расправу над пленными.
2) Фашисты проявили милосердие и оставили пленных в живых.
3) Советские войска неожиданно вошли в деревню, и фашистам было не до расправы над пленными
4) Началась весна.
Задание № 3. Автор назвал историю необыкновенной. Найдите в тексте детали, подтверждающие её необыкновенность.
Задание № 4. Как отреагировала учительница на сообщение ребят о невероятном событии?
Задание № 5. Что сделали ребята для того, чтобы тополь быстрее залечил свои раны и стал расти с новой силой? Как вы считаете, нужна ли была такая и почему?
Задание № 6. Найдите в тексте ответ на во Кто (или что) рассказывает нам теперь историю ожившего дерева!
Задание № 7. В тексте идёт речь об ожившем дереве. Почему воспоминания старика начинаются с рассказа о лагере для военнопленных
Задание № 8. Текст заканчивается фразой: «Вот как в маленькой деревеньке Вертушинке началась весна нашего первого наступления». Как началась весна первого наступления в Вертушинке?
Задание № 9
Вязовое бревно
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густо шумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас! (А. И. Солженицын)
Название миниатюры из цикла А.И. Солженицына «Крохотки» отражает:
1) смысл произведени
2) тему текста
3) авторскую позицию текста
4) задачу текста
Задание № 10
Какой общей мыслью объединены тексты задачи?
1) Любовь к деревьям
2) Любовь к жизни, стремление жить, жажда жизни
3) Варварское отношение к природе
4) Деревья — живые существа! Они хотят жить
Описанные в тексте события произошли в период Второй мировой войны, когда в деревню Вертушинку пришли фашисты. В тексте также упоминается, что после прихода фашистов началась весна. Таким образом, эти события произошли весной во время Второй мировой войны.
Задание № 2. Почему фашисты не расправились с пленными? ответ подтвердите словами текста (цитируйте!).
В тексте указано, что фашисты были вынуждены очень быстро отступать, поэтому они не успели учинить расправу над пленными. Ответ: 1) Фашистам пришлось очень быстро отступать, поэтому они не успели учинить расправу над пленными.
Задание № 3. Автор назвал историю необыкновенной. Найдите в тексте детали, подтверждающие её необыкновенность.
Детали, подтверждающие необыкновенность истории, можно найти в описании того, как скованный железом столб ожил и стал расти. В тексте говорится, что на изрубцованном теле столба набрякли клейкие почки, которые затем прорвались зелёным пламенем первого листа. Это необычное явление и подтверждает необыкновенность истории.
Задание № 4. Как отреагировала учительница на сообщение ребят о невероятном событии?
Учительница по имени Татьяна Николаевна, когда узнала о растущем столбе, подошла к месту, куда её тащили ребята, и видела, что кусок дерева, ранее скованный железом, ожил. Описывается, что учительница смотрела с широко раскрытыми глазами, что может указывать на её удивление и изумление.
Задание № 5. Что сделали ребята для того, чтобы тополь быстрее залечил свои раны и стал расти с новой силой? Как вы считаете, нужна ли была такая и почему?
Ребята размотали проволоку, вытащили из дерева гвозди и перебинтовали раны дерева. Они также взрыхлили землю вокруг ствола. Если бы ребята не оказали помощь дереву и не обработали его раны, это могло привести к его гибели. Поэтому действия ребят были важными и нужными для залечивания ран дерева и его дальнейшего роста с новой силой.
Задание № 6. Найдите в тексте ответ на вопрос: Кто (или что) рассказывает нам теперь историю ожившего дерева!
В тексте не указано прямо, кто или что рассказывает нам историю ожившего дерева. Однако, можно предположить, что историю рассказывает автор текста, так как он использует форму третьего лица при описании событий.
Задание № 7. В тексте идёт речь об ожившем дереве. Почему воспоминания старика начинаются с рассказа о лагере для военнопленных?
Рассказ о лагере для военнопленных служит в тексте вводной частью, которая подготавливает и задаёт тон для рассказа о необыкновенной истории ожившего дерева. Отношение фашистов к пленным войскам и их неожиданное бегство послужили фоном для основного рассказа об ожившем дереве.
Задание № 8. Текст заканчивается фразой: "Вот как в маленькой деревеньке Вертушинке началась весна нашего первого наступления". Как началась весна первого наступления в Вертушинке?
Фраза "весна нашего первого наступления" указывает на начало освобождения данной деревни от немецко-фашистских оккупантов. Советские войска начали наступление и весной освободили Вертушинку от присутствия фашистов. Таким образом, весна первого наступления в Вертушинке означает начало освобождения от врага.
Задание № 9
Название миниатюры из цикла А.И. Солженицына «Крохотки» отражает:
Название "Крохотки" отражает тему текста. В тексте описывается деталь из повседневной жизни людей, которая становится символом жизни и стремления к выживанию.
Задание № 10
Какой общей мыслью объединены тексты задачи?
Общая мысль, которой объединены тексты задачи, заключается в том, что природа и деревья обладают силой жизни и могут преодолеть трудности. Также, может подразумеваться, что люди должны заботиться о природе и сохранять её,