Не)торопливая (черноморская волна тихо шлёпа..т (в)берег. Чуть шлёпн..т невидимой лапой и сразу отход..т назад. Под..ждёт и снова шлёпн..т.
(С..ребристо)ч..рное небо сплошь осыпано августовскими звёздами. Млеч..ный путь струит..ся(3) (над)головой, как небес.. ная река. Небо отражает..ся (в)море. Лежиш.. на тёплой гальк.. смотр..ш.. вверх и (не)поймёшь, где верх, а где низ. Бу(т/д)то в(е/и)сиш.. посреди звёз..ной(2) без..ны. И (по)всем направлениям бе(с/з)шумно кат..тся вспыхивают падающие звёзды.
В густом бур..ян.. стр..коч..т надрываются д..ловитые сверч..ки.(4) Где-то очень дал..ко ла..т с..баки. Сначала дума..ш.., что звёзды (не)подвижны. Но это н.. так. Пр..смотришься и увид..шь, что весь н..бес..ный свод медленно поворачивает..ся. Одни звёзды опускают..ся за горизонт. Другие, новые, во(з/с)ходят (из)моря. Со(н/нн)ый в..т..рок холоде..т. Небо ст..нов..тся светле(и/е). Утре(н/нн)яя звезда отражает..ся в тёмной воде. Св..тает.
(По В.П. Катаеву
2. Выполните обозначенные цифрами языковые разборы
3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Премировать , он (начал),добыча, каучук
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Попутчица ничего о себе не рассказывала , всю дорогу молчала.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) самый высокий дом 3) с полуторами тоннами
2) Российское МИД 4) трое волчат
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Человеческая фантазия всесильна многогранна неисчерпаема.
2) Руки у дедушки узловатые морщинистые.
3) Солнце дождь ветер выветриванию скал.
4) Верный друг редкий подарок судьбы.
8.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Проходите в комнату Софья Петровна и располагайтесь за столом.
2) Сверкают серебряные сани и несут Сашу и Веру по заснеженной дороге.
3) За окном стемнело и мы зажгли люстру и включили настольную лампу.
4) Обратитесь-ка вы сначала не к докторам а к нашей Анюте.
- 1) несовпадение количества букв и звуков в слове;
- 2) проставление знаков ударения в словах;
- 3) определение части речи слова;
- 4) исправление ошибок в образовании формы слова;
- 5) использование тире в предложении;
- 6) использование запятых в предложении.
2) В выделенном предложении слово "новые" состоит из 5 букв и 4 звуков. Причина несовпадения заключается в наличии графического признака "е", который в данном случае не читается (стало быть, не звук).
3) Поставим знаки ударения в указанных словах:
- "Пре(м/ми)ровать";
- "о(н/нн)ачал";
- "(н/нн)ичего";
- "кау(ч,ч!)ук".
4) Частью речи каждого слова является:
- "Попутчица" - существительное;
- "ничего" - местоимение;
- "о" - предлог;
- "себе" - местоимение;
- "не" - наречие;
- "рассказывала" - глагол;
- "всю" - местоимение;
- "дорогу" - существительное;
- "молчала" - глагол.
5) Исправим ошибки в образовании форм слов:
- "трое волчат" (будет "трое волчата");
- "с полуторами тоннами" (будет "с полуторой тоннами").
6) Предложение, где необходимо поставить тире: "Руки у дедушки узловатые, морщинистые." В данном случае тире ставится между однородными членами предложения (существительными "узловатые" и "морщинистые").
7) Предложение, где необходимо поставить две запятые: "Сверкают серебряные сани и несут Сашу и Веру, по заснеженной дороге." В данном случае запятые ставятся между подлежащим и сказуемым, а также между однородными членами предложения (существительными "Сашу" и "Веру").
Я надеюсь, что мой ответ был понятен и обстоятельным. Если у тебя возникнут дополнительные вопросы, не стесняйся задавать их.